Музыкальное искусство. Выпуск 25
І. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
РЕДАКЦИЯ КАК ФОРМА «ПЕРЕПРОЧТЕНИЯ» АВТОРОМ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Романец М. С.
Стр. 7-21
Предметом исследования настоящей статьи выступает авторская редакция, представляющая собой одну из форм композиторской работы с собственным ранее написанным произведением.
Диапазон вносимых в текст изменений колеблется в широких пределах – от «косметической ретуши» с целью исправления «помарок» и текстовых неточностей перед исполнением или изданием опуса до кардинальной его переделки под влиянием изменившихся художественных вкусов.
Панорамный взгляд на корректорскую деятельность создателей музыкальных произведений позволил выявить мотивы апелляции к собственным творениям, которые имеют объективную (практическую) и субъективную (личностную) природу.
Механизмы работы с собственным текстом рассмотрены в статье на примере второй редакции оперы «Игрок» С. Прокофьева, Первого фортепианного концерта С. Рахманинова, Концерта для скрипки с оркестром Я. Сибелиуса, Третьей симфонии Б. Лятошинского и оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, которые являют собой различные типы авторских редакций как с точки зрения причин их возникновения, так и характера вносимых в текст изменений.
Научный результат достигается при помощи комплекса взаимодополняющих методов исследования, который включает сравнительный, системный, функциональный, исторический, герменевтический, культурологический – все они направлены на решение поставленных задач, что в полной мере отражено в содержании настоящей статьи.
Ключевые слова: редактирование, авторская редакция, корректура текста, работа с собственным текстом, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича.
К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ А. М. ШЕПЕЛЕВСКОГО – ОДНОГО ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНБАССЕ.
Туков В. А.
Стр. 21-31
В статье рассматривается личность А. М. Шепелевского – первого профессора музыки в Донбассе, основателя и первого директора Донецкого музыкального училища и
первой в Донецке музыкальной школы, педагога по классу фортепиано и камерного ансамбля, концертмейстера, музыкального критика и публициста, автора камерно-вокальных произведений. Соответственно, автором статьи поднимается вопрос о потенциальном значении
Шепелевского в становлении и развитии профессионального музыкального образования в Донецком крае, о его (Шепелевского) роли в создании трёхступенчатой системы: школа-училище-вуз.
Среди использованных в данной работе методов: научный, сравнительный, исторический, эмпирический и теоретический.
Научная новизна статьи заключается в более тщательной попытке систематизации фактов творческой деятельности А. М. Шепелевского и выявлении его основополагающей роли в
становлении профессионального музыкального образования в Донбассе; а также – в выявлении фактологических ошибок в биографических сведениях (о Шепелевском) на конкретных примерах некоторых
публикаций. Результаты исследования могут быть использованы в качестве лекционного материала, например, в курсе дисциплины «Методика преподавания игры на специальном инструменте».
Ключевые слова: А. М. Шепелевский, музыкальное образование в Донбассе, трёхступенчатая система: школа-училище-вуз.
РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА НА БАЯНЕ-АККОРДЕОНЕ В ДОНБАССЕ 20-40 гг. XX СТОЛЕТИЯ
Аверин В. В.
Стр. 32-41
Статья является первым разделом исследования зарождения и развития баянно-аккордеонного исполнительства в донецком регионе. Данная тема практически мало изучена в контексте функционирования жанра
народно-исполнительского искусства Донбасса. По мнению автора, эволюция становления этого вида исполнительства проходила в неразрывной связи с процессами, происходящими в музыкально-
общественной жизни страны. В основе музыкальной культуры исполнителей баянистов того периода лежала искренняя любовь к искусству, жизнелюбие, воля и сила духа.
Путём анализа подвижнической творческой деятельности наиболее ярких представителей исполнительства на баяне в 20-40 годы, автором определены основные тенденции преобразования жанрового
репертуара, намечены основополагающие направления в исполнительстве на баяне: фольклорно-народное, академическое, лёгкое (эстрадное).
В статье намечается попытка комплексного рассмотрения проблемы понятия исполнительства на баяне: создание и формирование композиторской, исполнительской, педагогической школ. Начало
предложенного исследования поможет молодым музыкантам глубже постигать и изучать богатое наследие истории исполнительства на баяне, проследить взаимосвязь между заложенными традициями
основоположников баянного исполнительства и современным видением в решении проблем дальнейшего развития этого вида искусства.
Ключевые слова: народно-исполнительское искусство, исполнительство на баяне, известные исполнители, основополагающие направления, подвижничество, наследие.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО ДГМА ИМЕНИ С. С. ПРОКОФЬЕВА
Бурзаница Н. Н.
Стр. 42-56
В статье рассматривается история становления и развития кафедры специального фортепиано ДГМА имени С. С. Прокофьева, которая является одним из центров фортепианного исполнительства региона и главной школой
обретения профессионального мастерства в Донбассе. Недостаточная изученность донецкой фортепианной школы и предложенный автором ракурс её исследования в контексте проблемы «исполнительской школы»
определяет актуальность темы настоящей статьи. На основе предпринятого обобщения основополагающих теоретических позиций, касающихся сущностных черт данного явления (А. Б. Бородин), делается
вывод об их реализации в донецкой фортепианной школе.
Методологической основой работы послужили исторический, культурологический, сравнительный, функциональный, системный, комплексный, стилевой методы, позволяющие осветить деятельность
донецкой фортепианной школы в свете общих историко-культурологических тенденций развития музыкального искусства нашего края.
Проделанное исследование дало возможность обобщить результаты обширной и разнонаправленной деятельности кафедры специального фортепиано в педагогической, исполнительской и научно-исследовательской сферах. На основе «генетического анализа»
музыкальных родословных педагогов кафедры выявить преемственность традиций донецкой школы с русской фортепианной школой и её крупнейшими представителями. Результаты этих изысканий
представлены в виде таблиц. В заключении статьи анализируется кадровый состав кафедры на современном этапе, большая часть которого представлена её выпускниками, которые продолжают развивать
принципы донецкой фортепианной школы в стенах ДГМА имени С. С. Прокофьева, ещё раз доказывая их результативность и практический успех.
Ключевые слова: фортепианная школа, донецкая фортепианная школа, современное фортепианное исполнительство, профессиональное музыкальное образование, ученики В. В. Топилина.
СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОНЕЦКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Биджакова Н. Л.
Стр. 57-67
Статья затрагивает вопросы развития музыкальной культуры Донбасса, освещает тему творческого наследия донецкой композиторской школы и её вклада в отечественную музыку. Предметом исследования является рассмотрение творческих поисков в
инструментальной области, в частности, музыки для виолончели. В фокусе внимания находятся как концертные, так и камерные жанры. Анализируется значимость обращения к виолончели в творчестве
композиторов, выявляется характер трактовки инструмента. Среди задач публикации – обобщить и ввести в научное информационное пространство сведения о достижениях донецких композиторов в области
виолончельного инструментализма.
Исследование носит не только информативный и обзорный характер. Охватывая определённую область композиторского творчества, в статье анализируется опыт работы донецких авторов по раскрытию
потенциала инструмента. До настоящего времени сведения о виолончельных произведениях в творчестве донецких композиторов были рассредоточены в отдельных публикациях, касающихся или
музыковедческого анализа конкретных сочинений, или фрагментарных упоминаниях о них в контексте освещения определённых персоналий. Автор статьи, поднимает проблему преемственности творческого поиска,
выявляет тенденции в творческих подходах современных авторов.
Ключевые слова: донецкая композиторская школа, инструментальное творчество, виолончельные сочинения, пьесы, сонаты, произведения с оркестром.
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА В ФОРТЕПИАННЫХ СОНАТАХ Л. БЕТХОВЕНА (НА ПРИМЕРЕ СОНАТЫ № 14 СIS MOLL, ОР. 27)
Стецкая Л. А., Донина Р. Л.
Стр. 68-80
Проблема изучения бетховенского творчества и его исполнения является актуальной в истории музыки и музыкального исполнительства. Данная статья определяет широкий спектр образной сферы произведений Л. Бетховена; раскрывает содержание
фортепианного творчества композитора; предоставляет методические рекомендации к исполнительской интерпретации Сонаты №14 cis-moll, ор.27 Л. Бетховена. В качестве аналитического материала
рассматривается фортепианное наследие немецкого гения, в частности, сонатное творчество, с подробным анализом в теоретическом и исполнительском ракурсах одной из них – «Лунной».
Среди использованных в работе методов научного исследования определяем следующие: исторический, теоретический, аналитический, эмпирический, метод обобщения. На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что
музыкальное наследие Л. Бетховена чрезвычайно многообразно. В фортепианном творчестве композитора удивительным образом сочетаются черты симфонизма и романтизма. Статья имеет несомненную
практическую значимость для педагогов и исполнителей, так как позволяет молодым музыкантам по-новому решать исполнительские задачи, учитывая масштаб личности композитора, круг его интересов.
Ключевые слова: Л. Бетховен, новатор, симфонизм, фортепианное творчество, соната, программность, романтизм.
ІІ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЖАЗОВОГО ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Мошак Е. Г.
Стр. 81-91
На современном уровне развития гитарного исполнительства за джазовой гитарой закрепился статус одной из ведущих профессиональных сфер, привлекающих всё больше молодых музыкантов. Поэтому актуальным является осмысление методических
аспектов обучения игре на гитаре и воспитание личности музыканта, сложной по своей природе и затрагивающей различные аспекты деятельности ученика. Цель статьи – обозначить основные методологические аспекты
формирования исполнительского искусства джазового гитариста, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень современного музыканта. Говоря о джазовых гитаристах, мы часто сталкиваемся с тем, что,
хотя это направление музыки и профессиональной деятельности очень популярно в отечественной музыкальной культуре, до сих пор нет развитой техники игры на джазовой гитаре. В данной статье идёт речь о
методических аспектах формирования исполнительского искусства джазового гитариста, которые могут обеспечить его высокий профессиональный уровень и исполнительскую культуру.
Для любого музыканта-исполнителя очевидно, что он должен знать особенности музыкальных стилей. Для джазовых гитаристов актуальным вопросом является история джазовой музыки, поэтому
студентам необходимо рекомендовать различные исследования, которые дадут им систематические исторические и теоретические знания. Такие знания могут значительно развить исполнительскую индивидуальность
ученика и способствовать развитию его творческих способностей: с точки зрения исторических и теоретических фактов у него будет возможность «комбинировать» их так, чтобы создать свой вариант стиля
исполнения.
Этот методический аспект напрямую связан с важнейшей задачей профессиональной подготовки джазового гитариста – формированием его «интонационного словаря», состоящего из набора интонационных и ритмических паттернов (языковых единиц).
Это достигается за счёт обогащения слухового опыта ученика, который активно осваивается методом прослушивания, наблюдения за записями выдающихся исполнителей. Другой метод, наиболее распространённый
среди джазовых музыкантов, – изучение джазовых стандартов.
Ключевые слова: джазовая гитара, методика, исполнительство, джазовая импровизация, стиль.
ПРИНЦИПЫ ОВЛАДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМИ ШТРИХОВОЙ ТЕХНИКИ У СКРИПАЧЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Вознюк И.М.
Стр. 92-102
В статье рассмотрены вопросы, связанные с выявлением специфики индивидуальных методов обучения скрипачей с точки зрения проблемы функциональной межполушарной асимметрии у человека.
Основой предмета исследования является анализ особенностей восприятия и усвоения учебной информации обучаемым скрипачом относительно проявления у него в той или иной степени феномена
латеральной асимметрии полушарий головного мозга. В центре внимания – рассмотрение отличий в формах и методах работы с обучающимися скрипачами над освоением базовых элементов скрипичной штриховой техники.
Основу исследования составляет метод психо-физиологического анализа в совокупности с методологическими принципами игровой деятельности скрипача. Некоторые гипотезы подтверждены положительными результатами многолетнего практического опыта, а
предложенные методы работы накоплены и апробированы в процессе педагогической деятельности автора в скрипичном классе. В области организации образовательного процесса (в частности,
при обучении игре на музыкальных инструментах) до сих пор не учитываются особенности восприятия и овладения учебной информации учащимися, обладающими разнообразной по характеру проявлений
межполушарной асимметрией головного мозга. Методы и идеи, изложенные в статье, актуализируют поднятую тему и определяют её научную новизну.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия головного мозга, скрипичная штриховая техника, формирование игрового навыка.
РОЛЬ МУЗЫКИ И.С. БАХА В СТАНОВЛЕНИИ ПЕВЦА
Полищук З. Я.
Стр. 103-114
В современной музыкальной культуре отмечается неугасающий интерес к музыке великого немецкого композитора И. С. Баха. В настоящей статье обозначается роль музыки И. С. Баха в формировании певца, выявляется многоплановость её смысловой нагрузки в воплощении художественной концепции, раскрываются основы осознанного понимания баховского стиля, определяются художественные музыкально-вокальные приёмы и методы для полного раскрытия всего богатства этого великого творчества. Методологической базой статьи послужили аналитический, интерпретационный, семантический, системный, стилевой, функциональный методы анализа, что позволяет высветить значимость
музыки И. С. Баха для воспитания и становления полноценного музыканта-художника. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней предпринята попытка систематизации знаний об основах успешного сценического претворения произведений И. С. Баха и творческого применения рекомендаций к раскрытию в собственной интерпретации высоких человеческих помыслов и стремлений, заключённых в сочинениях композитора. Несмотря на активное «существование» в творческой судьбе современного музыканта сочинений И. С. Баха, возрождённых к жизни в эпоху романтизма Ф. Мендельсоном, феномен интерпретации его творений требует ещё более детального освещения и углубления, особенно связанного с интерпретированием наследия композитора академическими певцами. Предлагаются рекомендации, касающиеся интерпретирования, продиктованные собственным концертным и педагогическим опытом.
Ключевые слова: баховский стиль, баховская фразировка, инструментализм, инструментальная техника пения, штриховые приёмы.
К ВОПРОСУ О ПЕДАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИКЕ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Савари С. В., Коваленко М. Н.
Стр. 115-125
Искусство аккомпанемента как особый вид исполнительского искусства на фортепиано имеет свою специфику и широкий спектр исполнительских задач. Авторы впервые рассматривают вопросы педализации в контексте сопровождающей
функции фортепиано. В статье освещаются исполнительские возможности использования правой и левой педалей в аккомпанементах. Значительное место отведено особенностям педализации при исполнении
переложений оркестровых партитур. Статья снабжена примерами с вариантами конкретных педальных решений, советами по использованию педализации в связи с фактурными, штриховыми, динамическими, инструментальными
аспектами исполнения. Основные положения работы опираются на многолетний педагогический и исполнительский опыт авторов. Специфика поставленных задач предопределила выбор следующих видов методологии исследования: анализ, описание,
обобщение, систематизация собственного педагогического опыта.
На данный момент достижения пианистов в концертмейстерском искусстве как особом виде творчества не стали в полной мере объектом осмысления музыковедами. Актуальность данной статьи определяется
отсутствием исследований по вопросам педализации в концертмейстерском классе. Несомненна ценность изложенного материала в приобретении необходимых практических навыков пианиста-ансамблиста.
Ключевые слова: концертмейстерский класс, концертмейстер, аккомпанемент, педализация, интерпретация.
С.В. РАХМАНИНОВ ВТОРАЯ ФОРТЕПИАННАЯ СОНАТА: ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Балджи А.И.
Стр. 126-138
Вторая фортепианная соната С.В. Рахманинова (первая редакция) – редко исполняемое сочинение, что объяснимо масштабностью и сложностью её содержания. Вместе с тем, музыка сонаты поражает соединением драматического накала чувств и
тонкого лиризма, красотой гармонических красок, мастерством в передаче образов колокольных звонов и гимнически победного ликования света над тьмой. Изучение Второй фортепианной сонаты в ракурсе
исполнительских проблем, представленное в данной статье, исходит из авторского опыта её интерпретации. В статье представлена история создания Второй фортепианной сонаты С.В. Рахманинова и конкретные методические рекомендации,
касающиеся интерпретации: анализа формы и главных элементов («зерен», являющихся основой вариантного развития музыкальной ткани), динамического разнообразия и расслоения голосовых пластов,
штриховой палитры, гармонического наполнения, фактурных сложностей, полифонического развития музыкального материала. Уделяется внимание образному содержанию и решению главных музыкально-художественных задач. Предложены фразировочные
решения, способствующие достижению точного художественного замысла композитора. В качестве методологической базы автором использованы комплексный, функциональный, аналитический, исполнительский,
интерпретационный подходы, позволяющие достичь в полной мере глубины художественного образа произведения.
Статья ориентирована на исполнителей, педагогов, студентов музыкальных учебных заведений.
Ключевые слова: С.В. Рахманинов, Вторая соната для фортепиано, интерпретация, фортепианная фактура Рахманинова.
РАБОТА ИСПОЛНИТЕЛЯ НАД ДЕСЯТОЙ СОНАТОЙ Б. ТИЩЕНКО
Ткачёва И. Ю.
Стр. 138-147
Данная статья посвящена анализу специфики драматургии, формы, фортепианной фактуры в Десятой фортепианной сонате Б. Тищенко «Эврика» («Научно-исследовательская соната»). В исследовании выявлены связанные с воплощением художественного образа исполнительские задачи и трудности, определены особенности фортепианного изложения, даны рекомендации к работе над произведением. Практическая значимость данного исследования состоит в раскрытии исполнительского аспекта произведения для использования в процессе изучения и исполнения Десятой сонаты, а также в профессиональной деятельности пианистов-педагогов. Комплексный подход к изучению Сонаты позволил предложить профессионально обоснованные исполнительские решения – интонационные, темповые, фактурные; уточняются артикуляционные приёмы, агогическая и динамическая сторона, способы педализации, необходимые для создания соответствующего звукового образа. Научная новизна темы обусловлена сравнительно малой степенью освещённости в научных работах особенностей фактуры, исполнительских трудностей и путей их преодоления в сонатном цикле Б. Тищенко «Эврика» («Научно- сследовательская соната»). Подробный анализ Десятой сонаты позволил сделать выводы о её высокой художественной ценности и значимости для современного пианиста. Практические рекомендации, приведённые в статье, могут помочь исполнителям данного произведения добиться нужного звучания и быстрее преодолеть возникающие фактурные сложности.
Ключевые слова: Б. Тищенко, фортепианная соната, «Эврика», тема, фактура, агогика, образ, интонационная драматургия.
СОНАТА № 3 В.Л. ЗОЛОТАРЁВА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ ДОМРОВОГО ТРИО
Литвинец Т. А.
Стр. 148-160
Расширение исполнительских ресурсов молодых музыкантов, раскрытие новых граней в развитии ансамблевого домрового исполнительства, выявление современных художественных средств и возможностей, повышение уровня профессиональной подготовки – всё это важнейшие задачи, стоящие перед академическим народно-инструментальным искусством. Данная статья включает в себя методические указания, освещающие основные приёмы переложения оригинального баянного опуса для трио четырёхструнных домр и его исполнительского воплощения новым тембровым составом, направленные на расширение репертуара и развитие профессиональных ансамблевых навыков студентов высших музыкальных учебных заведений. Использование Сонаты № 3 Вл. Золотарёва в учебном процессе в виде переложения для струнно- щипкового ансамбля поможет обогатить педагогический и концертный репертуар студентов, что и составляет актуальность статьи. Настоящая работа использует ряд исследовательских методов: стилевой, функциональный, системный, структурный, которые направлены на исполнительский анализ и приёмы переложения избранного опуса, а также методы работы над технической и художественной сторонами исполняемого произведения, что необходимо для осмысления всех компонентов музыкального текста данного сочинения и его концертной интерпретации. Практическая ценность работы состоит в её исполнительском ракурсе. Материал статьи может быть использован в дисциплинах специального цикла «Ансамбль», «Изучение концертного репертуара», «Специальный инструмент», «История исполнительства на народных инструментах», «Методика преподавания игры на народных инструментах», «МСПП» и др.
Ключевые слова: домровый репертуар, соната, исполнительский приём, ансамбль, переложение, интерпретация.
ТРАНСКРИПЦИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ПЛЕТНЁВА НА ПРИМЕРЕ МАРША И ТАНЦА ФЕИ ДРАЖЕ ИЗ БАЛЕТА П. ЧАЙКОВСКОГО «ЩЕЛКУНЧИК»: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОММЕНТАРИИ
Дурнева И. А.
Стр. 161-175
Статья затрагивает актуальную тему современного исполнительского искусства – жанр фортепианной транскрипции, возможности которой, не имеющие аналогов, делают её школой пианистического мастерства.
Предметом исследования послужили пьесы из балета П. Чайковского «Щелкунчик» в транскрипции М. Плетнёва Марш и Танец феи Драже. Автор уделяет пристальное внимание уникальной личности пианиста, сочетающего также талант импровизатора,композитора и дирижёра, обозначая знаковую парадигму «Чайковский –Плетнёв».
Цель статьи автор видит в выявлении не только типологических для всех фортепианных транскрипций исполнительских трудностей и художественно-семантических особенностей, но и исполнительскихзадач, характерных для данных сочинений. В качестве методологической базы привлекались комбинации последовательно-описательного, целостного и компаративистского методов анализа нотного текста.
Последний весьма актуален ввиду сопоставления оркестровой и фортепианной партитур.В работе изложены аргументы для постановки проблемы исполнения транскрипций, структурирован фактологический материал. Кроме того, автор, опираясь на собственный исполнительский и педагогический опыт в работе над данным произведением, выработала свою индивидуальную позицию во взгляде на переложение М. Плетнёва, и, сопоставляя оркестровый и фортепианный варианты, создала свою систему решения исполнительских задач – технических и художественных.
Ключевые слова: П. Чайковский, М. Плетнёв, «Щелкунчик», транскрипция, фактура.
ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ ЖЕНЩИНЫ» Р. ШУМАНА: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО РЕШЕНИЯ В. ИВАНОВОЙ, Б. БОННИ И З. ДОЛУХАНОВОЙ
Курилова Л. Л.
Стр. 176-189
Актуальность изучения проблем исполнительской интерпретации музыкальных произведений сквозь призму сравнительного анализа определяется возрастающим интересом исследователей к художественно-смысловой сущности исполнительского творчества. В статье рассматривается вопрос вариантов творческого видения одного произведения разными музыкантами. Предметом исследования является интерпретация вокального цикла «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана в исполнении выдающихся певиц В. Ивановой, Б. Бонни и З. Долухановой с их сценическими партнёрами-пианистами. Автор статьи отмечает различие творческого подхода интерпретаторов, выбор ими собственных, неповторимых исполнительских приёмов для претворения композиционно-драматургического замысла композитора. В ходе исследования использованы следующие методы анализа: интерпретационный, композиционно-драматургический, семантический, системный, функциональный, позволяющие изучить художественно-смысловую сущность композиторского почерка Р. Шумана и особенности претворения его музыки исполнителем. Автор освещает пути создания высокохудожественных исполнительских версий, апеллируя к характеристике творческого облика композитора, анализу цикла, его идейной направленности и композиционно-драматургических связей.
Ключевые слова: Роберт Шуман, «Любовь и жизнь женщины», вокальный цикл, исполнительская версия, индивидуально-стилевые установки.
ІІІ. ЭСТЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА
АКТЁРСКИЕ ЭТЮДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ АРТИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Малыхина М. А.
Стр. 190-204
Статья посвящена проблеме развития креативности в процессе профессиональной подготовки будущих артистов музыкального театра, в частности, рассматривается потенциал этюдной работы, которая проводится со студентами в рамках освоения дисциплин «Актёрское
мастерство» и «Тренинги по актёрскому мастерству». В статье анализируются возможности традиционных для театральной педагогики видов этюдов, предлагаются методические рекомендации по выполнению подготовительных упражнений и заданий для последующего создания
пластических этюдов на основе упражнений психофизического тренинга с использованием реквизита, раскрывается потенциал этюдов на музыкальной основе.
В предлагаемой статье автор анализирует опыт подготовки артистов музыкального театра в ГОО ВПО ДГМА им. С. С. Прокофьева, рассматривает основные этапы работы над этюдами, предлагает авторские упражнения и методические рекомендации по их выполнению.
В ходе работы выявлено, что одной из важных задач современного театрального образования является поиск новых подходов и инструментов для развития креативности в процессе профессиональной актёрской подготовки. На основе анализа результатов практической
деятельности автором предлагаются методические рекомендации по развитию творческого потенциала будущих актёров, их способности к нестандартному мышлению и оригинальному взгляду на привычное в рамках проведения психофизического тренинга и этюдной работы.
Статья ориентирована на педагогов и студентов театральных и музыкальных учебных заведений, руководителей и участников любительских вокальных, театральных, хореографических студий, всех интересующихся данным аспектом музыкально-театрального
образования.
Ключевые слова: актёрский этюд, актёрское мастерство, креативность, креативное мышление, импровизация, театральная педагогика, пластический этюд.
Посмотреть сборник
Музыкальное искусство № 25