Музыкальное искусство. Выпуск 26
І. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
СТРЕТТА В ФУГЕ (НА ПРИМЕРЕ ФУГ ХХ ВЕКА)
Гамова И. В., Качалов Р. Н.
Стр. 7-18
Гамова И. В., Качалов Р. Н.
Стр. 7-18
Обращение в данной статье к проблеме стретты в фуге обусловлено необходимостью углубить традиционные представления о стретте, систематизировать наблюдения над стреттой в фугах ХХ ст., что представляется актуальным в аспекте повышенного внимания к феномену фуги. Цель работы – рассмотреть разновидности стретт, их структурные принципы; определить приёмы варьирования; выявить функции стретты в фуге. Материалом исследования послужили фуги из Искусства фуги и Хорошо темперированного клавира И. С. Баха, из полифонических циклов Д. Шостаковича, П. Хиндемита, Р. Щедрина, А. Караманова, В. Бибика, М. Скорика. В статье рассматриваются вопросы определения стретты в фуге, затрагиваются исторические предпосылки стретты в жанрах и формах имитационной полифонии, предшествовавших фуге, характеризуются разновидности стретт.
В статье использованы такие методы исследования: структурный – для анализа стретт по техническим параметрам; системный, позволяющий сгруппировать стретты по определённым критериям; сравнительный – для определения новаций в стреттах фуг ХХ века по отношению к баховской фуге.
Комплексное изучение стретт позволило выявить богатство тематического содержания, его скрытый потенциал; новые приёмы стреттной техники в фугах ХХ века; обнаружить в них генетический код старинного ричеркара.
Материалы статьи могут быть использованы в курсах полифонии при изучении фуги, а также в качестве методических установок для анализа стретт.
Ключевые слова: стретта, стреттная имитация, имитация, канон, фуга, полифония, контрапункт.
СОНАТЫ ДЛЯ МЮЗЕТТА И BASSO CONTINUO OP. 13 “IL PASTOR FIDO” Н. ШЕДЕВИЛЯ/А. ВИВАЛЬДИ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ «СВОЕГО» И «ЧУЖОГО»
Бабенко Е. С.
Стр. 18-31
Предметом исследованияявляется осознанная аллонимия авторов одной эпохи с профессиональной спецификой «композитор – композитор» (сонаты Н. Шедевиля). Аллонимия в музыке – специфическое явление, характеризующееся подписью произведения именем другого реально существующего или существовавшего композитора. Аллонимия охватывает широкий круг вопросов: теоретические аспекты стиля, стилистики, стилизации, интертекстуальности, стилевых показателей исторических эпох, национальных течений, композиторских школ, индивидуальных стилей композиторов. Серьёзные работы, посвящённые фиктивному авторству, немногочисленны и являются скорее исключением, нежели правилом.
Методология.Цель анализа произведений осознанной аллонимной природы состоит в попытке определения стиля действительного и заявленного авторов, поэтому важным является компаративный метод. Необходимым инструментом исследования также стал метод исторического анализа.
Научная новизна и выводы. Исследование аллонимии осознанной природы, основанной на технике стилизации, инициировало необходимость выделения механизма применения «чужого стиля» в контексте этого явления. Важна степень контраста между стилевой манерой действительного и заявленного авторов. Резкий контраст между «своим» и «чужим» в аллонимном произведении не может быть априорно художественно-эстетической установкой, ведь настоящий автор стремится «спрятаться» за маской заявленного композитора и его стилем.
Ключевые слова: авторство, аллонимия, Н. Шедевиль, стилизация, интертекстуальность, А. Вивальди, мюзетт.
ФУНКЦИИ МУЗЫКИ Д. ШОСТАКОВИЧА В КИНОФИЛЬМЕ «НОВЫЙ ВАВИЛОН»
КоныгинаВ.Д.
Стр. 31-43
Статья посвящается исследованию вопросов функционирования музыки в кинематографе на раннем этапе его развития. В качестве яркого образца немого кино выбран кинофильм режиссёров Г. Козинцева и Л. Трауберга «Новый Вавилон» (1929), музыку к которому создал молодой Д. Шостакович. Исследовательское внимание привлекла проблема соотношения изобразительного и музыкального рядов в киноленте. Отмечается, что яркая, самобытная музыка композитора к этому фильму является важным смысловым компонентом целостной художественной структуры произведения. Звуковое сопровождение не просто иллюстрирует характер кадра, подчёркивает его темпоритм, но и в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие той или иной сцены, углубляет семантическое наполнение видеоряда, служит событийным и психологическим предсказыванием, а зачастую и вносит дополнительные смысловые нюансы.
Методологическую основу работы составили историко-культурологический, системный, функциональный, стилевой, сравнительный методы анализа, разработанные в рамках современного исторического и теоретического отечественного музыкознания.
Результаты подробного анализа киномузыки к «Новому Вавилону» позволили автору определить функции музыкального материала в соответствии с развёрнутой классификацией внутрикадровой и закадровой музыки. Всестороннее изучение музыкальной партитуры «Нового Вавилона» дало основание сделать вывод о наличии в ней важнейших признаков симфонического мышления и симфонического принципа организации разворачивающихся музыкально-тематических процессов. Подчёркивается значимость первого опыта работы Д. Шостаковича в кино, воздействие его творческих находок на дальнейшую работу композитора в этой области.
Ключевые слова: музыка к кинофильму «Новый Вавилон»; киномузыка Д. Шостаковича; режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг; функции киномузыки; внутрикадровая и закадровая музыка в кинофильме.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В СИМФОНИЧЕСКИХ КАРТИНАХ А. Г. РУБИНШТЕЙНА
Илющенко М. В.
Стр. 43-55
В статье исследуются на основе трёх музыкально-характеристических картин А. Г. Рубинштейна особенности трактовки композитором жанра музыкальной картины, выявляются связи программных симфонических произведений композитора с западноевропейским программным симфонизмом, а также определяется значение симфонических картин композитора для дальнейшего развития русского программного симфонизма.
В качестве методологической базы статьи использовались исторический, функциональный, стилевой методы, а также метод сравнительного анализа – для выяснения генезиса жанра симфонической картины, определения принципов психологического портретирования в симфонических картинах композитора.
Актуальность исследования обусловлена переосмыслением значения композиторского наследия А. Г. Рубинштейна, осознанием исторической роли его творчества в развитии русской музыки, усиливающимся интересом исполнителей к творчеству этого мастера. В статье исследуются принципы психологического портретирования в симфонических картинах композитора. С помощью такого научного взгляда осознаётся важность авторского подхода к трактовке имманентных черт жанра, выявляется перспективность принципов, заложенных композитором в области программного симфонизма. Используя имеющуюся на данный момент типологию музыкальных картин, представленную в исследованиях отечественных музыковедов, музыкально-характеристические картины Рубинштейна определяются как музыкально-психологический портрет.
Ключевые слова: Рубинштейн, симфоническая картина, программный симфонизм, музыкально-психологический портрет.
ФУНКЦИИ МУЗЫКИ Д. ШОСТАКОВИЧА В КИНОФИЛЬМЕ «НОВЫЙ ВАВИЛОН»
Коныгина В. Д.
Стр. 31-43
Статья посвящается исследованию вопросов функционирования музыки в кинематографе на раннем этапе его развития. В качестве яркого образца немого кино выбран кинофильм режиссёров Г. Козинцева и Л. Трауберга «Новый Вавилон» (1929), музыку к которому создал молодой Д. Шостакович. Исследовательское внимание привлекла проблема соотношения изобразительного и музыкального рядов в киноленте. Отмечается, что яркая, самобытная музыка композитора к этому фильму является важным смысловым компонентом целостной художественной структуры произведения. Звуковое сопровождение не просто иллюстрирует характер кадра, подчёркивает его темпоритм, но и в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие той или иной сцены, углубляет семантическое наполнение видеоряда, служит событийным и психологическим предсказыванием, а зачастую и вносит дополнительные смысловые нюансы.
Методологическую основу работы составили историко-культурологический, системный, функциональный, стилевой, сравнительный методы анализа, разработанные в рамках современного исторического и теоретического отечественного музыкознания.
Результаты подробного анализа киномузыки к «Новому Вавилону» позволили автору определить функции музыкального материала в соответствии с развёрнутой классификацией внутрикадровой и закадровой музыки. Всестороннее изучение музыкальной партитуры «Нового Вавилона» дало основание сделать вывод о наличии в ней важнейших признаков симфонического мышления и симфонического принципа организации разворачивающихся музыкально-тематических процессов. Подчёркивается значимость первого опыта работы Д. Шостаковича в кино, воздействие его творческих находок на дальнейшую работу композитора в этой области.
Ключевые слова: музыка к кинофильму «Новый Вавилон»; киномузыка Д. Шостаковича; режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг; функции киномузыки; внутрикадровая и закадровая музыка в кинофильме.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В СИМФОНИЧЕСКИХ КАРТИНАХ А. Г. РУБИНШТЕЙНА
Илющенко М. В.
Стр. 43-55
В статье исследуются на основе трёх музыкально-характеристических картин А. Г. Рубинштейна особенности трактовки композитором жанра музыкальной картины, выявляются связи программных симфонических произведений композитора с западноевропейским программным симфонизмом, а также определяется значение симфонических картин композитора для дальнейшего развития русского программного симфонизма.
В качестве методологической базы статьи использовались исторический, функциональный, стилевой методы, а также метод сравнительного анализа – для выяснения генезиса жанра симфонической картины, определения принципов психологического портретирования в симфонических картинах композитора.
Актуальность исследования обусловлена переосмыслением значения композиторского наследия А. Г. Рубинштейна, осознанием исторической роли его творчества в развитии русской музыки, усиливающимся интересом исполнителей к творчеству этого мастера. В статье исследуются принципы психологического портретирования в симфонических картинах композитора. С помощью такого научного взгляда осознаётся важность авторского подхода к трактовке имманентных черт жанра, выявляется перспективность принципов, заложенных композитором в области программного симфонизма. Используя имеющуюся на данный момент типологию музыкальных картин, представленную в исследованиях отечественных музыковедов, музыкально-характеристические картины Рубинштейна определяются как музыкально-психологический портрет.
Ключевые слова: Рубинштейн, симфоническая картина, программный симфонизм, музыкально-психологический портрет.
ІІ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАЛЕРИЯ ВОЛКОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДОНБАССА
Биджакова Н. Л.
Стр. 56-64
Статья освещает деятельность одного из выдающихся педагогов струнно-смычковой кафедры Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева. Валерий Владимирович Волков воспитал и сформировал большое количество музыкантов, ныне работающих в ведущих концертных организациях и многих педагогических учреждениях Донбасса, России, Украины и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому осмысление его вклада в профессиональную подготовку инструменталистов, места и роли в истории развития виолончельного искусства Донбасса весьма актуально.
С помощью методов исторической ретроспективы, анализа и обобщения в статье выявляются факторы, способствующие становлению личности музыканта, прослеживается генезис, воспринятой им виолончельной школы, восходящей своими корнями, как к петербургской, так и к московской педагогическим традициям.
Впервые в работе сделана попытка комплексного анализадеятельности В. В. Волкова, как исполнителя, педагога, организатора и руководителя творческого коллектива (ансамбля виолончелистов), определяются черты его исполнительского стиля. Собранные и систематизированные сведения о многогранной подвижнической деятельности музыканта помогут в воспитании и образовании новых поколений инструменталистов.
Ключевые слова: виолончель, В. В. Волков исполнительская школа, инструментальное творчество, Донецк.
ПРИЁМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НАД ОПУСОМ А. ДЖИЛАРДИНО «ИКОНОСТАС»
Сапсалёв Е. А.
Стр. 64-77
В статье рассматривается сочинение А. Джилардино «Иконостас» с точки зрения методики исполнительской работы над данным опусом. Это произведение до сих пор не становилось объектом исследования, что и обусловило потребность в его изучении с исполнительских позиций и составило актуальность темы и научную новизну статьи.
В связи с тематической направленностью сочинения уделяется внимание феномену русской семиструнной гитары, подчёркивается, что в своём творчестве А. Джилардино обращался не только к русской семиструнной гитаре, но и к русскому стилю исполнения, русской культуре, а в опусе «Иконостас» и к православию, как неотъемлемой части национальной духовной культуры.
Цель статьи – рассмотреть сочинение А. Джилардино «Иконостас» с точки зрения его художественной концепции, композиции, драматургии, музыкальной стилистики в направленности на исполнительский ракурс работы над данным опусом.
В работе применены методы анализа, обобщения и синтеза, а также теоретический и эмпирический методы, позволяющие исследовать различные приёмы исполнительской работы над избранным сочинением.
Обосновывается необходимость ориентированности исполнителя на «слуховой метод», что особенно важно при работе над данным опусом, поскольку требуемая перестройка инструмента разрушает привычные для исполнителя связи между моторикой и слухом, а также изменяет типовые аппликатурные принципы. Выявляется целый ряд как технических, так и художественных задач, представляющих определённые сложности и требующих не только высокого профессионального уровня исполнителя, но и солидного арсенала теоретических, исторических и методических знаний. Важную роль при исполнении данного опуса играет и общая эрудиция музыканта, позволяющая более широко раскрыть программный замысел сочинения.
Ключевые слова: «Иконостас», А. Джилардино, П. Флоренский, приёмы исполнительской работы, русская семиструнная гитара, технические сложности.
СПЕЦИФИКА АРАНЖИРОВКИ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В СТИЛЕ СВИНГ ДЛЯ БАЯНА И АККОРДЕОНА
Должиков В. Н.
Стр. 77-90
Работа посвящена вопросу адаптации аккордеона и баяна к жанрово-стилевым условиям джазовой музыки в стиле свинг. Отмечается, что кристаллизация джазового направления в развитии баянно-аккордеонного искусства является знаковым явлением в творчестве композиторов. Рассматриваются также вопросы популяризации инструментального исполнительства баянистов и аккордеонистов с точки зрения жанрового расширения концертного репертуара за счёт включения в него произведений джазовой музыки, расширения стилистических рамок концертной программы.
Центральный раздел работы посвящён вопросам аранжировки как метода преобразования и, одновременно, – элемента исполнительской культуры. Подчёркивается роль аранжировщика, который, определяя целостный музыкально-драматургический план произведения и раскрывая процесс развития музыкальной идеи композитора, демонстрирует собственную трактовку этой идеи и вносит свой творческий «вклад» для исполнения на баяне или аккордеоне. Автор отмечает причины популярности джазовых аранжировок, а также особую важность отражения особенностей стиля свинг в процессе создания аранжировки. Детально освещается комплекс специфических приёмов изложения: гармонической вертикали, звукоизвлечения, артикуляции, отражающих джазовую стилистику на этих инструментах. На основе приведённых примеров автор отмечает некоторые специфические приёмы аранжировки, подчёркивая, что через комплекс этих средств происходит адаптация аккордеона и баяна к джазовой стилистике.
Ключевые слова: джазовая музыка, аранжировка, свинг, баянно-аккордеонное исполнительство
О ДИРИЖЁРСКОМ ПРОЧТЕНИИ ЧЕТЫРЁХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ШЕСТОЙ СИМФОНИИ П. ЧАЙКОВСКОГО
Заводиленко В. В., Олефиренко Д. В.
Стр. 90-99
Статья посвящена вопросам интерпретации музыки П. Чайковского. Предметом анализа стала Шестая симфония, многообразие внутреннего содержания, глубина и сложность драматургии которой породило множество разнообразных трактовок и индивидуальных прочтений. Целью статьи является выявление особенностей исполнения Шестой симфонии П. Чайковского представителями отечественной и западноевропейской дирижёрских школ. В качестве образцов для анализа выбраны интерпретации Н. Голованова, Е. Светланова, Г. Караяна,К. Аббадо. Полем для наблюдений стали образные характеристики основных тематических образований, способы формирования генеральных кульминаций, использование комплекса средств музыкальной выразительности.
В качестве методологической основы данной работы были использованы аналитический, сравнительный, исторический, теоретический методы, метод обобщения.
Отсутствие исследований, освещающих особенности интерпретации Шестой симфонии П. Чайковского в свете традиций отечественной и зарубежной дирижёрских школ, обуславливает актуальность и новизну избранной темы. Результаты сравнительного анализа различных исполнительских версий Шестой симфонии дали возможность выделить некоторые особенности трактовки данного произведения, свойственные западноевропейской и отечественной дирижёрским школам. Если трактовки русских дирижёров более индивидуальны и самобытны, то в версиях зарубежных музыкантов отмечается больше сходных принципов и общих подходов к исполнению.
Ключевые слова: Н. Голованов, Е. Светланов, Г. Караян,К. Аббадо, дирижёр, дирижёрская школа,дирижёрский стиль, интерпретация.
ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ВЛ. ЗОЛОТАРЁВА «КОНЦЕРТ ДЛЯ БАЯНА С ОРКЕСТРОМ № 1», I ЧАСТЬ)
Аверина О. В., Аверин В. В.
Стр.99-110
Среди отечественных композиторов, создававших масштабные симфонические произведения для баяна, особое место в репертуаре исполнителей занимает творчество Владислава Золотарёва. В частности, огромный интерес вызывает одно из ранних сочинений композитора – «Концерт для баяна с оркестром №1», привлекающий внимание своей виртуозностью, образностью, глубоким философским содержанием. В данной статье впервые предпринята попытка рассмотреть партитуру первой части Концерта с точки зрения особенностей переложения оркестровой фактуры для фортепиано. Это вызвано прежде всего практическими целями, основанными на личном исполнительском и педагогическом опыте авторов.
Фортепианная фактура переложения, выполненного Ф. Липсом, рассматривается в связи с жанрово-стилевыми, композиционными приёмами, особенностями образно-драматургической сферы. Использованы элементы исторического, аналитического, интерпретационного методов анализа.
В процессе исследования выявляются взаимосвязи сольной и фортепианной партий, их идейно-образного философского содержания, темброво-фактурного воплощения, динамических возможностей баяна в сопоставлении с оркестром (фортепиано). При этом, по мнению авторов, одной из основных задач концертмейстера является максимальное ориентирование на оркестровое звучание фортепианной фактуры, в связи с чем в статье предложены некоторые исполнительские рекомендации фортепианной версии произведения.
Ключевые слова: Вл. Золотарёв,переложение, концертмейстер, фортепианная фактура, оркестр, концерт, симфония.
III. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
РОМАНСЫ Ц. А. КЮИ КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ
Уцкевич Е. И.
Стр.111-122
Статья посвящена проблеме формирования учебного репертуара, полезного для воспитания молодых певцов. Внимание привлечено к редко исполняемым романсам Ц. А. Кюи. Своеобразный музыкальный мир этого выдающегося композитора, несомненно, заслуживает внимания и изучения. Его произведения отличаются глубокой содержательностью и техническим разнообразием, что делает их прекрасным материалом для работы в вокальном классе. На примере анализа трёх романсов автор статьи демонстрирует возможность постоянной работы над совершенствованием вокальной школы.
Проведённый анализ избранных вокальных сочинений соединён с показом возможных методов работы над определёнными техническими и художественными трудностями в их исполнении: чистотой интонирования, развитием лёгкости и подвижности голоса, движением кантилены, распределением певческого дыхания, совершенствованием мелодекламационных возможностей певца и т. д. При рассмотрении каждого из анализируемых романсов предложены упражнения, благодаря которым повышается эффективность процесса обучения.
Освоение романсов Ц. А. Кюи формирует у обучающихся в вокальном классе представление о значительном этапе развития русского романса. Работа над романсами композитора – прекрасная возможность не только для совершенствования певческих навыков и эстетического вкуса, но и для расширения представления о многообразии русского романса XIX века.
Ключевые слова: романсы Ц. Кюи, обучение вокалу, вокальная техника, работа над артикуляцией, вокальные упражнения, мелодекламация, певческое дыхание, кантилена.
Посмотреть сборник
Музыкальное искусство № 26