Музыкальное искусство. Выпуск 27
І. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ТРАКТОВКА ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
Тукова Т. В.
Стр. 7-16
Автором предпринята попытка с позиций современности воссоздать целостную панораму развития вокально-симфонической музыки прошедшего столетия. Статья носит обзорно-панорамный характер. На широком фактологическом материалераскрывается идейно-концепционное, тематическое, жанровое, стилевое многообразие этой области музыкального искусства, что свидетельствует о плюрализме индивидуально-авторских решений, гибкости, свободе художественных трактовок. Выявляются имманентные признаки ведущих жанровых репрезентантов данной творческой сферы – кантаты и оратории, делается краткий экскурс в историю развития вокально-инструментальной музыки, указываются причины активного возрождения этой области в музыкальном искусстве ХХ века.
Методологическую базу статьи составили исторический, системный, жанрово-типологический, стилевой методы исследования, позволившие проследить многовекторность развития вокально-симфонических жанров в музыкальном искусстве ХХ века.
Проделанный обзор позволил установить широту жанрово-тематического диапазона вокально-симфонических сочинений, активность новаторских поисков, выразившуюся в широкой амплитуде задействованных выразительных средств и приёмов, оригинальности творческих решений, разнообразии жанровых гибридов.
Статья имеет как научную, так и практическую значимость, заключающуюся в возможности использования её материалов в вузовских курсах истории зарубежной и отечественной музыки. Представленный материал поможет глубже понять и осознать многогранность происходящих процессов, их художественную результативность и перспективность для дальнейшего развития жанра
Ключевые слова: вокально-симфоническая музыка,кантата, оратория, музыкальное искусство ХХ века, жанровые взаимодействия, стилевой плюрализм.
ІІ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Литвинец Т. А.
Стр. 17-26
Статья рассматривает специфику музыкального мышления исполнителей-инструменталистов как залог успешного ансамблевого музицирования. Выведение принципов единства мышления в инструментальном исполнительстве сквозь призму музыкального времени является целью данной работы, а рассмотрение этого аспекта определяет актуальность темы настоящей статьи.
На основе обобщения существующего опыта фиксируются определённые позиции, которые являются основными факторами настоящего ансамбля. Практические рекомендации касательно ансамблевого исполнительства даются на материале Сонаты Es-dur для скрипки и фортепиано В. А. Моцарта в оригинальной версии и в переложении для ансамбля двух домр.
Научный результат достигается при помощи комплекса таких взаимодополняющих методов исследования как сравнительный, системный, функциональный, исторический, герменевтический, культурологический, которые направлены на решение поставленных задач, в полной мере отражённых в содержании настоящей статьи.
Ключевые слова: ансамбль, мышление, интонирование, музыкальное время, инструментальный дуэт.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА-ПИАНИСТА В КЛАССЕ СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Коваленко М. Н., Вальсамакина А. А.
Стр. 26-34
Статья посвящена выявлению профессиональной специфики в творческой деятельности концертмейстера-пианиста в классе струнно-смычковых инструментов, обоснованию и структурированию основных компонентов в арсенале пианиста, направленных на решение ансамблевых проблем исполнения.
Наряду с изучением особенностей инструментов струнной группы авторы рассматривают пути преодоления технологических проблем, возможных в работе аккомпаниатора. Концертмейстер инструментальных классов должен изучить и досконально знать специфику исполнительства на каждом инструменте, понимать индивидуальную манеру музыканта, с которым играет (комплекс игровых приёмов, особенностей звукоизвлечения, штрихов, динамики), что поможет ему точнее определять свои действия.
Специфика поставленных задач предопределила выбор теоретических и эмпирических видов методологии: анализ, описание, обобщение, систематизация собственного педагогического опыта, изучение творческой деятельности коллег-концертмейстеров.
Актуальность темы статьи обусловлена крайне незначительным объёмом исследований, посвящённых всестороннему и структурному рассмотрению особенностей профессиональной деятельности концертмейстера во взаимодействии с исполнителями на струнно-смычковых инструментах.
Результаты исследования представляют интерес для студентов учебных заведений по специальности «Фортепиано» и практикующих концертмейстеров.
Ключевые слова: концертмейстер, аккомпанемент, концертмейстерский класс, струнно-смычковые инструменты, ансамблевое взаимодействие.
Л. В. БЕТХОВЕН ФОРТЕПИАННАЯ СОНАТА №5 (К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТРАКТОВКИ)
Балджи А. И.
Стр.35-47
Пятая соната Л. Бетховена является на самом деле шедевром фортепианного творчества великого венского классика. Это произведение входит в репертуар многих выдающихся пианистов прошлого и современности, приобретая каждый раз при своём новом звучании оригинальные краски, обрастая новыми понятийными нюансами, удивляя слушателя глубиной композиторского и исполнительского замыслов. В статье проводится сравнительный исполнительский анализ Пятой сонаты в интерпретациях М. Юдиной и А. Шнабеля, также представлена история создания и конкретные методические рекомендации, касающиеся интерпретации: анализа формы, динамического, гармонического наполнения, штриховой палитры, фактурных сложностей, полифонического развития музыкального материала. Уделяется внимание образному содержанию и решению главных музыкально-художественных задач.
Цель настоящей статьи – выявив особенности содержания Пятой сонаты Бетховена и сопоставив яркие варианты исполнительских трактовок М. Юдиной и А. Шнабеля, предложить свои рекомендации к её интерпретации.
Общую методологическую базу работы составили труды отечественных музыковедов, посвящённые творчеству Бетховена, (А. Альшванга, В. Протопопова, А. Алексеева, Ю. Кремлёва), исполнительскому опыту (А. Гольденвейзера), теории интерпретации музыки (Г. Юдина, В. Москаленко, Т. Чередниченко).
Определённую роль в работе с материалом сыграл личный исполнительский опыт и наблюдение за игрой выдающихся музыкантов, что всегда открывает новые возможности для сравнений, размышлений, теоретического анализа и обобщений.
Статья ориентирована на исполнителей, педагогов, студентов музыкальных учебных заведений.
Ключевые слова: Л. В. Бетховен, Пятая соната для фортепиано, интерпретация, М. Юдина, А. Шнабель.
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ КЛАВИРНЫХ СОЧИНЕНИЙ СТАРИННЫХ МАСТЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ СОНАТ Д. СКАРЛАТТИ)
Донина Р.Л., Стецкая Л.А.
Стр.47-59
Отличительной особенностью современной исполнительской культуры является ренессанс старинной музыки. В произведениях старых мастеров мы находим то, чего подчас не хватает в современной музыке – ясность, простоту, душевную гармонию и чистоту, первозданную красоту. Отсюда и возрастающий интерес к произведениям таких мастеров старинной клавирной музыки, как Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, Д. Скарлатти и др.
Объектом исследования в настоящей работе стало творчество итальянского композитора и клавесиниста Доменико Скарлатти (1685‑1757) – одного из подлинных мастеров клавирной музыки первой половины XVIII столетия, создавшего новый, виртуозный стиль игры на клавесине. В качестве аналитического материала рассматриваются сонаты итальянского мастера, даются методические рекомендации к их изучению и исполнительской интерпретации.
Среди использованных в работе методов научного исследования определяются следующие: исторический, аналитический, эмпирический, метод обобщения.
Изучение клавирной музыки доклассического периода играет немаловажную роль в воспитании молодых музыкантов, в формировании их творческого багажа и накоплении исполнительского опыта. Статья имеет несомненную практическую значимость для педагогов и исполнителей, так как позволяет молодым музыкантам по-новому решать исполнительские задачи. Роль педагогов, изучающих со студентами произведения старинных мастеров, заключается в необходимости проникнуть в их яркий образный мир и добиться от студента воплощения в его исполнительской интерпретации живого дыхания в новаторской для времени создания и самобытной музыке прошлого.
Ключевые слова: Д. Скарлатти, клавирная соната, артикуляция, исполнительский приём, интерпретация.
III. ЭСТЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА
СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АВТОРСКОГО СТИЛЯ В ДОКЛАССИЧЕСКОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ: НАУЧНЫЕ РЕФЛЕКСИИ
Бабенко Е. С.
Стр. 60-72
Предметом исследования являются некоторые аспекты становления индивидуального авторского стиля в европейском искусстве доклассического периода. В теоретической мысли практически всех гуманитарных наук до сих пор отсутствует категориальный аппарат, способный «схватить» не только сущность многослойных явлений «стиля» и «индивидуальности», но и противоречивого понятия «авторства» в лоне историко-культурного процесса. Особенно остро стоит вопрос о времени формирования «живой» сущности феномена индивидуального стиля автора-творца художественных произведений, что и обусловило актуальность избранного вектора исследования.
Методологической основой настоящей статьи стал комплексный междисциплинарный метод. Необходимыми инструментами исследования стали также методы исторического, культурологического и компаративного подходов.
Научная новизна и выводы. Опираясь на теоретические рефлексии учёных разных времён, прослежены эволюция философской мысли относительно понятия «индивидуальности» по циклическому принципу, по линейно-поступательному, – путём накопления элементов индивидуализации, – становление индивидуального стиля автора, формирование авторского права и неприкосновенности его текста. Вместе с тем прослежена кристаллизация индивидуальных черт творчества авторов-композиторов в свете абстрактно-теоретического осмысления действительности и совершенствования нотной фиксации музыкальных произведений.
Ключевые слова: авторство, индивидуальность, авторское право, стиль, личность, искусство доклассического периода.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВОСПИТАНИЯ АКТЁРА ДЕМИДОВСКОЙ ШКОЛЫ
Малыхина М.А.
Стр. 73-85
В статье анализируются основные подходы, методы и инструментарий Школы Демидова в контексте использования демидовского подхода в современной практике профессиональной актёрской подготовки. Рассматривая сходство и отличия основных принципов подготовки актёра по системе Станиславского и в традициях демидовской школы, автор отмечает актуальность и целесообразность синтезирования лучших наработок двух школ в процессе обучения будущих актёров.
Анализируя теоретические труды Н. В. Демидова, его учеников и последователей, а также собственный опыт «прикосновения к методу» Демидова, автор приходит к выводу о необходимости активного внедрения в практику театральных учебных заведений инструментария демидовской школы (специального тренинга; демидовских этюдов; подхода к работе над ролью, образом). Полезным для современного театрального образования может стать также освоение принципа работы над «материалом актёра» в противовес работе над «материалом спектакля»; использование методов развития индивидуального дарования актёра-художника и актёра-личности и т. д.
Статья ориентирована на педагогов и студентов театральных учебных заведений, руководителей и участников любительских театральных студий, всех интересующихся данным аспектом театрального образования.
Ключевые слова: театральная педагогика; актёрское мастерство; психология актёра; демидовские этюды; система Станиславского; Школа Демидова.
IV. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ ПОДВИЖНОСТИ ДИРИЖЁРСКОГО АППАРАТА
Лыкова Л. С.
Стр. 86-95
Техническая оснащённость дирижёра базируется на всесторонне развитых моторных ощущениях. Дирижёрские двигательные ощущения нуждаются в специальном развитии соответственно дирижёрской профессии. Они приобретаются и осваиваются путём упражнений и активной целенаправленной тренировки. Цель данной статьи – поделиться с читателями наблюдениями и опытом работы в области применения технических упражнений в процессе обучения дирижированию; задача – привлечь внимание обучающих и обучающихся дирижёрской профессии к вопросам развития подвижности дирижёрского аппарата путём включения в процесс обучения технических упражнений, а именно упражнений с мячом.
Настоящая статья предназначена, прежде всего, начинающим осваивать эту профессию учащимся училищ, вузов. Некоторые методические рекомендации также помогут молодым педагогам целенаправленно систематизировать учебный процесс. В данной статье предлагается рассмотреть всего два упражнения, которые также необходимо освоить на начальном этапе обучения, в них сконцентрированы основные движения руки (рук) в вертикальной проекции и активная работа запястного и локтевого суставов.
В заключении нужно отметить, что рекомендуемые формы движений являются совершенными, экономичными, динамически устойчивыми. Овладение ими представляет собой высшее проявление координационного мастерства дирижёра. Построенные на этой основе профессиональные навыки будут наименее подвержены отрицательным воздействиям реактивных, сбивающих сил, они станут невосприимчивыми к ним.
Ключевые слова: техника дирижирования, дирижёрский аппарат, технические упражнения, моторные ощущения, двигательные элементы рук, специальные технические навыки, вариативные формы тренировки, профессиональные навыки, «технические этюды».
Посмотреть сборник
Музыкальное искусство № 27