Музыкальное искусство. Выпуск 28

І. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТОВ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ СО СЛОВОМ
Петров В. О.
Стр. 7-18

 ХХ столетие отмечено особым синтезом искусств в рамках одного произведения, принадлежащего совершенно разным сферам искусства в целом. Одним из ярчайших примеров подобного синтеза предстаёт жанр инструментального театра, разновидностью которого признана инструментальная композиция со словом. В представленной статье в качестве предмета исследования рассматривается один из возможных приемов синтеза искусств – использование слова в инструментальной композиции, способствующее взаимопроникновению литературы и музыки в контексте одного опуса. Особое внимание уделяется типологии применяемых композиторами текстов, основанной на дихотомиях: художественные – нехудожественные, поэтические – прозаические. В качестве примеров рассматриваются сочинения Д. Кейджа, Ф. Ржевски, Т. Такемицу, В. Тарнопольского и ряда других композиторов. Представлена авторская классификация, в чём видится научная новизна работы. Также особо подчёркивается, что Триада «текст – подтекст – музыка» также предъявляет к авторам, пишущим инструментальные композиции со словом, и особые условия: композитор в большинстве случаев привлекает текст для выражения подтекста.

Ключевые слова: инструментальная композиция со словом, синтез искусств, типология текстов, театрализация исполнительского процесса.

СТИХОТВОРЕНИЕ: ЕГО ПРЕОБРАЖЕНИЕ В СОЮЗЕ С МУЗЫКОЙ<
Савари С. В.
Стр. 18-29

Статья посвящена анализу романсов русских композиторов на стихи Д. Ратгауза. Автор рассматривает особенности преображения стихотворного текста композиторами. Анализируя обращение к поэзии Д. Ратгауза таких композиторов, как П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов и Р. М. Глиэр, исследователь раскрывает, какие преобразования происходят в содержании романса с образным и психологическим состоянием стихотворного текста. Также интерес представляют биографические сведения, представленные в статье.

Среди использованных в работе методов научного исследования выделим исторический, аналитический сравнительный, эмпирический и теоретический методы.

Актуальность данной статьи определяется глубиной исследования и практической направленностью проблематики. Автор большого количества исследований и учебно-методических изданий по вопросам концертмейстерства, в данной работе освещает мало раскрытую сторону в работе аккомпаниатора, а именно – исследование связи стихотворного и музыкального пластов в романсе. На примере выдающихся образцов русской вокальной лирики автор даёт практические ценные советы.

Ключевые слова: русская поэзия, романс, концертмейстер, Д. Ратгауз. 

ТРАДИЦИИ С. ФРАНКА В КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Биджакова Н. Л.
Стр. 31-38

Статья касается вопросов развития камерно-инструментальной музыки начала ХХ века. В этот период, несмотря на бурно развивающиеся авангардные течения, ещё сильно влияние выдающихся мастеров предыдущей эпохи (эпохи позднего романтизма). Целая когорта композиторов, воспринявших и культивирующих традиции С. Франка, оставила большое творческое наследие, требующее осмысления с точки зрения преломления его эстетической парадигмы и особенностей музыкального языка. Предметом статьи являются ансамблевые произведения, которые в силу различных причин оказались редко исполняемы.

Путём выявления общности средств выразительности некоторых сочинений, включающих интонационную, гармоническую, ритмическую составляющие, в статье прослеживается преемственность на концептуальном и стилистическом уровнях. Вместе с тем определяется самобытность отражения музыкального мышления С. Франка, не только в творчестве его прямых адептов (Э. Шоссона, Г. Лекё, Ж. Г. Ропартца, Л. Вьерна, В. д’Энди и др.), но и во втором поколении «наследников» традиции, а также за рамками французской культуры – в различных национальных композиторских школах.

В обзоре инструментальных произведений выделены сочинения для дуэта виолончели и фортепиано, заслуживающие внимания, как в исполнительской, так и педагогической практике. Раскрытие преемственности музыкального мышления творцов постромантической эпохи даёт ключ к пониманию стилистических метаморфоз и определению межтекстуальных связей. Материал статьи ориентирует на практическое освоение целого пласта малоизученной музыкальной литературы в камерном жанре.

Ключевые слова: камерная музыка, инструментальное творчество, поздний романтизм, модерн. 

ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ ПОЗДНЕРОМАНТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ «ПЯТЬ ПЕСЕН НА СТИХИ МАТИЛЬДЫ ВЕЗЕНДОНК» Р. ВАГНЕРА
Полищук З. Я., Арих А. В.
Стр. 38-50

Актуальность изучения проблем исполнительской интерпретации музыкальных произведений определяется возрастающим интересом исследователей к художественно-смысловой сущности исполнительского творчества. Объектом исследованияв данной статье является вокальный цикл «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Р. Вагнера, а его предметом– образные сферы в драматургии цикла в аспекте вокального исполнительства.

Автор статьи отмечает особенности вокально-сценического претворения образных сфер в вокальном цикле «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Р. Вагнера в русле стилистических тенденций позднего романтизма.

В статье рассматриваются проблемы исполнительской интерпретации музыкального произведения на примере вокального цикла «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Р. Вагнера. Автор освещает пути создания высокохудожественной исполнительской версии, апеллируя к характеристике творческого облика композитора, анализу цикла, его идейной и образной направленности и композиционно-драматургических связей.

Ключевые слова: Рихард Вагнер,«Пять песен на стихи Матильды Везендонк», вокальный цикл, исполнительская версия, поздний романтизм.

О СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЯХ, ВЗАИМОВЛИЯНИИ И ОСОБЕННОСТЯХ «НЕОКОНЧЕННОЙ СОНАТЫ ДЛЯ АЛЬТА И ФОРТЕПИАНО» М. ГЛИНКИ
Курилова Л. Л.
Стр. 50-61

Актуальность изучения проблемы стилистических параллелей, взаимовлияния композиторских инициатив обнаруживается в возрастающем интересе музыковедов, исполнителей к художественно-смысловой сущности творчества.

В статье рассматривается вопрос взаимопроникновения, унаследования либо предвосхищения особенностей композиторского письма в контексте тенденций художественной культуры первой половины XIX века. Предметом исследования является «Неоконченная соната для альта и фортепиано» М. Глинки. Автор статьи, имея концертный опыт соприкосновения с этим сочинением, изучив прогрессивный музыковедческий опыт, отражает собственные художественные представления о неповторимости глинкинского письма, его эстетике и «поэмности» высказывания.

Ключевые слова: Михаил Иванович Глинка,«Неоконченная соната для альта и фортепиано», камерно-инструментальная музыка, стилистические параллели.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ КОМПОЗИТОРА-ИСПОЛНИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПОЛЬСКОГО ГИТАРИСТА МАРЕКА ПАСЕЧНОГО<
Пастушенко О. А.  
Стр.61-73

В данной работе рассматривается жизнь и творчество польского гитариста и композитора современности Марека Пасечного. Исследование базируется на использовании исторического, феноменологического, структурно-функционального, лексикографического методов, позволяющих расширить горизонт когнитивного поиска и определить ключевые характеристики сочинений автора. Научная новизна статьи заключается в концептуальном подходе к аналитике и в раскрытии специфических особенностей очень индивидуальной и богатой по своей природе гитарной музыки Марека Пасечного. Цель статьи состоит из трёх аспектов:

  • способствовать расширению репертуара классической гитары;
  • снять ограничения, налагаемые техническими средствами инструмента, привнести новизну в его воспроизводимое звучание;
  • способствовать преодолению трудностей гитариста-композитора.

В статье были приведены примеры, иллюстрирующие и анализирующие композиторские и исполнительские стратегии Марека Пасечного, которые демонстрируют двойственность композитора-исполнителя. В них автор отделяет свою роль композитора от роли гитариста-исполнителя. Эта концепция была сформулирована как «решение освободиться от ограничений гитариста-композитора, чтобы внести в гитарный репертуар новаторские произведения». Все написанные произведения Марека Пасечного являются экспериментальной площадкой для проверки и совершенствования этих стратегий.

Ключевые слова: двойственность композитора-исполнителя, польская гитарная школа, творчество Марека Пасечного, стилевые аллегории, композиционные посвящения.

ІІ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ИГРЫ НА БАЯНЕ–АККОРДЕОНЕ В ПОСЛЕВОЕННОМ ДОНБАССЕ (1945–1965 ГГ.)
Аверин В. В.
Стр. 74-86

Статья является вторым разделом исследования по истории баянно-аккордеонного исполнительства в донецком регионе. Данная проблема практически мало изучена в контексте функционирования жанра народно-исполнительского искусства Донбасса. По мнению автора, эволюция совершенствования этого вида исполнительства проходила в неразрывной связи с процессами, происходящими в музыкально-общественной жизни страны.

На основе анализа творческой деятельности наиболее ярких представителей исполнительства на баяне-аккордеоне в послевоенное двадцатилетие, автором определены основные тенденции дальнейшего преобразования жанрового репертуара, намечены основополагающие направления в исполнительстве на баяне-аккордеоне: фольклорно-народное, академическое, лёгкое (эстрадное).

В статье представлен метод комплексного рассмотрения проблемы исполнительства на баяне-аккордеоне: в формировании и развитии композиторской, исполнительской, педагогических школ. Продолжение данного исследования поможет молодым музыкантам глубже постигать и изучать богатое наследие истории баянно-аккордеонного искусства.

Ключевые слова: народно-исполнительское искусство, исполнительство на баяне-аккордеоне, баянно-аккордеонное искусство, баянисты-педагоги, концертный репертуар, известные исполнители. 

АУФТАКТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДИРИЖИРОВАНИИ
Добровольский П. Г.
Стр. 86-96

Наблюдая довольно часто за дирижёрами (как в концертной, так и в репетиционной деятельности), можно увидеть, что не все они достаточно точно и умело пользуются одним из главных элементов дирижёрской техники – ауфтактом. Цель настоящей статьи – обратить внимание на значение ауфтакта в дирижировании и предложить свой метод его изучения.

Данные методические рекомендации составлены П. Г. Добровольским (1935–2021 г.ж.) на основе собственного (более 50 лет) опыта исполнительской и педагогической хормейстерской работы. Автор касается вопросов понятийного аппарата дирижёрской техники, а также важности выработки точных движений дирижёра, через которые осуществляются связь с руководимым им коллективом исполнителей, единство замысла и выполнение определённых художественных задач.

Систематизируя факты и мнения известных дирижёров о важнейшем приёме дирижёрской техники ауфтакте и егоразновидностях, П. Г. Добровольский предлагаетсвой методический взгляд на проблему его изучения в педагогической практике. Предложенный им алгоритм последовательного объяснения природы и техники ауфтакта может быть полезен преподавателям дирижирования в музыкальных учебных заведениях, использован в курсах дирижёрско-хорового цикла (хоровой класс, методика преподавания специальных дисциплин).

Статья, написанная П. Г. Добровольским, публикуется в память о нём, как замечательном дирижёре, педагоге, коллеге.

Ключевые слова: ауфтакт, дирижирование, дыхание, замах, мимика, чёткость, выразительность, хор, оркестр. 

МОТОРНО-МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ В СИСТЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМПРОВИЗАЦИОННОГО СТИЛЯ ДЖАЗОВОГО ГИТАРИСТА
Мошак Е. Г.
Стр. 97-106

В статье обсуждаются роль и специфические функции моторной памяти в индивидуальном исполнительском стиле джазового гитариста в системном аспекте. Творческая фигура музыканта-импровизатора занимает в джазовом исполнительстве центральное место и имеет решающее значение в определении стилевых констант конкретного исполнительского стиля на основе индивидуальной манеры импровизации. В контексте психологической концепции музыкальной памяти рассматриваются особенности взаимодействия моторной памяти гитариста с его слуховыми представлениями в процессе импровизации. Раскрывается значение моторно-мышечной памяти для импровизационной техники и «словарного запаса» джазового музыканта.

Методология данного исследования опирается на системный метод и основные принципы компаративного метода, что даёт возможность определения основных отличий джазового исполнительства от академических традиций музыкально-исполнительской практики. Структурно-функциональный подход используется для определения функций моторно-мышечной памяти в джазовой импровизации и индивидуальном исполнительском стиле джазового гитариста как системных феноменах.

Научная новизна материала, представленного в данной статье, заключается в системном подходе к джазовой импровизации как основной форме творческой реализации джазового музыканта и специфической форме исполнительской практики джазового гитариста, а также теоретической разработке импровизационной техники гитариста в аспекте взаимодействия её структурных компонентов. Различные типы двигательных формул, которые используются музыкантом в процессе импровизации всегда имеют свои интонационно-звуковые аналоги. Определённый набор таких моторно-звуковых формулобразуеткомплексспецифических приёмов, характерных для импровизационного стиля конкретного исполнителя и определяет его индивидуальные особенности.

Ключевые слова: джазовый гитарист, исполнительский стиль, импровизационный стиль, импровизация, импровизационный процесс, моторно-мышечная память, формулы, моторно-звуковая модель.

ОБ ИДЕЙНО-ОБРАЗНОМ СОДЕРЖАНИИ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ПЕСНИ НА СЛОВА РОБЕРТА БЁРНСА» Г. СВИРИДОВА И ЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПРЕТВОРЕНИИ А. ВЕДЕРНИКОВЫМ И Е. НЕСТЕРЕНКО
Алексейчук Ю. П.
Стр. 107-119

Осмысливая сущность композиторского и исполнительского творчества, наиболее востребованными были и остаются вопросы внедрения в авторские смыслы, постижения особенностей почерка создателя произведения, идейной сущности его творчества. Мера активности собственного привнесения – извечная дискуссионная проблема в интерпретировании. Многозначное, многомерное творчество Г. Свиридова, пожалуй, как ни одно другое показательно для осмысления подобных вопросов.

Объектом исследованияв данной статье является вокальный цикл «Песни на слова Роберта Бёрнса» Г. Свиридова, а его предметом– особенности исполнительского претворения выдающимися певцами А. Ведерниковым и Е. Нестеренко идейно-образного содержания цикла.

Исследуя природу творчества, основываясь на изучении высокохудожественных образцов и собственном концертно-сценическом опыте, автор статьи обращается к характеристике творческого кредо композитора, анализу перевода поэтического текста, идейно-образной направленности и композиционно-драматургических связей цикла.

Ключевые слова: Георгий Свиридов,«Песни на слова Роберта Бёрнса», вокальный цикл, исполнительские средства.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО ЧЕЧИЛИЕЙ БАРТОЛИ И ФИЛИППОМ ЖАРУССКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ)
Рязанова Л. П.
Стр. 119-131

В статье рассматриваются актуальные вопросы в области вокального исполнительства музыки эпохи барокко. Предметом исследования является претворение исполнительских традиций барокко на современном этапе. В центре внимания автора находится творчество таких выдающихся представителей певческого искусства современности, как Чечилия Бартоли и Филипп Жарусски. Особенности их интерпретационных концепций, обусловленные индивидуальными чертами вокального исполнительского стиля, которые способствуют восприятию музыкального образа. В статье освещено умение певцов гармонично выстроить концепцию произведения и правильно подать исполняемую программу, приведены характеристики тембральности их голосов.

Объектом исследования выступает певческая традиция эпохи барокко как основа стиля bel canto по тем обстоятельствам, что изучение музыкального искусства барокко как образца вокальной культуры может являться ключом к решению проблем аутентизма.

Анализируется диалектика индивидуальных и типологических черт интерпретации на примере сравнительного анализа исполнительских версий произведений Г.Ф. Генделя.

Научная новизна заключается в попытке систематизировать индивидуальные черты исполнительского стиля выдающихся певцов современности Чечилии Бартоли и Филиппа Жарусски, обусловленные существующими певческими традициями исполнения музыки эпохи барокко в тесном взаимодействии составляющих её элементов – орнаментики, динамики, темпоритма – в связи с выражением разнообразных аффектов как комплекса художественно-технических средств, определяющих стилевые особенности барочного пения.

Ключевые слова: контратенор, колоратурное меццо-сопрано, музыка в стиле барокко, итальянская школа bel canto, опера – seria, филировка звука, пение кастратов.

III. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

О РЕПЕТИЦИОННОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ-ДИРИЖËРОВ В ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Литвинец Т. А., Попова Л. К.
Стр. 132-142

В статье рассматривается комплекс методических вопросов, связанных с расширением исполнительских ресурсов студентов-дирижёров посредством практики работы в оркестре народных инструментов. Освещаются способы апробации современных художественных средств и технических приёмов в работе с коллективом, что ведёт к повышению уровня профессиональной дирижёрской подготовки, и, безусловно, является важнейшей задачей, стоящей перед академическим народно-инструментальным искусством. Методический ракурс статьи, возможность использования предлагаемых рекомендаций в учебном процессе определили актуальность и практическую значимость данной разработки.

В статье используется ряд исследовательских методов: стилевой, функциональный, системный, структурный, которые направлены на исполнительский анализ и приёмы работы за дирижёрским пультом, а также способы работы над технической и художественной сторонами изучаемого материала.

На основе собственного дирижёрского и педагогического опыта даются методические указания, относящиеся к репетиционному процессу в работе с народно-инструментальным коллективом. Большое внимание уделяется совершенствованию дирижёрского жеста, влияющего на высокохудожественное воплощение исполняемых опусов. 

Материал статьи может быть использован в дисциплинах дирижёрского цикла: «Дирижирование», «Работа с оркестром» «Оркестровый класс» и «Методика преподавания игры на народных инструментах», других.

Ключевые слова: дирижёр, дирижирование, дирижёрская техника, оркестр народных инструментов, коллектив, репетиция, планирование, методы работы.

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНСА К. ДЕБЮССИ «ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ»)
Аверина О. В.
Стр. 142-151

В статье рассмотрены вопросы формирования исполнительской культуры студентов-музыкантов разных специальностей в процессе обучения игре на фортепиано в музыкальном вузе. Автор акцентирует внимание на основных задачах учебной дисциплины «Фортепиано», позволяющей развить исполнительский комплекс знаний, умений и навыков студентов, определяющих их профессиональное мастерство, музыкальное мышление, эрудицию, то есть всё то, что связано с проявлением исполнительской культуры. Особое внимание уделяется умению интерпретировать музыкальное произведение, в частности сочинения камерно-вокального жанра.

В статье предлагаются практические методические рекомендации по освоению романса «Звёздная ночь» К. Дебюсси в контексте занятий по фортепиано. Изучение фактуры фортепианного аккомпанемента вокальной миниатюры рассматривается в тесной взаимосвязи со стилевыми и композиционными приёмами, особенностями образно-драматургической сферы. Для этого автором использованы элементы исторического и интерпретационного методов теоретического анализа.

В статье исследованы этапы работы над романсом. Выявленные творческие задачи и технические трудности, возникающие перед исполнителем в процессе изучения фортепианной партии, рассматриваются во взаимодействии с партией солиста. Работа над романсом позволяет развить творческий потенциал обучающегося, активизировать его эмоциональную вовлечённость, формирует обрести чувство стиля.

Ключевые слова: исполнительская культура, учебная дисциплина «фортепиано», навык аккомпанемента, романс, фортепианная фактура, интерпретация. 

Посмотреть сборник

Музыкальное искусство № 28