Музыкальное искусство. Выпуск 29
І. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ – ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ: К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
Тукова Т. В., Коныгина В. Д.
Стр. 7-17
В статье делается попытка создания двойного творческого портрета великих деятелей искусства ХХ века. Актуальность и научная новизна поставленной проблемы определяется отсутствием в научном каталоге работы, комплексно исследующей творческие параллели двух выдающихся мастеров – композитора Д. Шостаковича и режиссёра Г. Козинцева. Результатом более 40-летнего успешного сотрудничества в области киноискусства явились многие известные кинокартины, среди которых такие шедевры, как «Новый Вавилон», «Гамлет», «Король Лир». Выявление факторов сходства эстетико-художественных позиций этих ярких творческих личностей поможет понять их глубокое внутреннее родство, а, следовательно, и оценить вклад в развитие отечественного и мирового искусства.
Методологической основой статьи послужили исторический, психолого-типологический, сравнительный, системный, жанрово-стилевой методы, что позволило раскрыть исследуемую тему в эстетико-художественном ракурсе.
В статье проводятся параллели, касающихся творческой судьбы композитора и режиссёра, их внутреннего мира, мировоззренческих позиций, эстетико-стилевых черт, ярко претворившихся в совместных киноработах. Отмечается сложное положение художников в социо-культурном ареале своего времени, их необычайное трудолюбие, глубокий интеллектуализм, философичность мышления, чуткость к наиболее острым социальным и морально-этическим проблемам, тонкость психологического анализа.
Ключевые слова: Д. Шостакович, Г. Козинцев, киноискусство, киномузыка Д. Шостаковича, творческие параллели между композитором и режиссёром.
ІІ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
РУССКАЯ ВИОЛОНЧЕЛЬНАЯ СОНАТА НАЧАЛА ХХ ВЕКА: К ВОПРОСУ ОСВОЕНИЯ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА
Биджакова Н. Л.
Стр. 18-26
Статья посвящена камерно-инструментальному творчеству русских композиторов начала ХХ века. Предметом исследования является процесс развития виолончельной сонаты названного периода. Автор обобщает основные направления, по которым продвигается камерный жанр виолончельной сонаты, выявляет традиции и новации, определяет тенденции, наметившиеся в начале столетия и получившие продолжение в дальнейшем. Материал статьи расширяет пространство освоения репертуара с целью ввода в исполнительскую практику малоизвестных образцов камерных произведений для виолончели и фортепиано, что способно значительно преобразить концертные программы.
Рассматривая определённый этап композиторского творчества в сонатном жанре для виолончельно-фортепианного дуэта, автор статьи использует методы ретроспективы, анализа и обобщения.
Вопросы, поднимаемые в статье, направлены на осмысление накопленного культурного багажа одного из интереснейших периодов истории русской музыки ХХ века. Вовлечение в круг исполнительских интересов произведений, по разным причинам, оказавшихся вне сферы внимания, позволит лучше понять процессы динамики развития жанра во всей его многомерности.
Ключевые слова: камерно-инструментальная музыка, виолончельно-фортепианный дуэт, русские композиторы.
К ВОПРОСУ О РАСШИРЕНИИ РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ
Коваленко М. Н.
Стр. 26-34
Фортепианный дуэт в настоящее время является тем направлением в исполнительстве, вопросы теории и методики которого в музыкознании раскрыты в недостаточном объёме. Предмет исследования – произведения для фортепианных ансамблей неизвестных широкой публике французских композиторов рубежа XIX–XX веков Рейнальдо Ана и Сесиль Шаминад. Обогащение педагогического репертуара класса фортепианного ансамбля и концертного репертуара исполнителей – актуальная задача современного педагога. Рафинированность стилистической и фактурной наполненности, изысканность гармонического языка, динамическая и штриховая утончённость рассматриваемых произведений, несомненно, будут способствовать развитию профессиональных умений, обогащению звуковой палитры будущих исполнителей и педагогов.
Специфика поставленных задач предопределила выбор следующих видов методологии исследования: ретроспектива, анализ, описание, обобщение, систематизация собственного педагогического опыта.
Педагогическая работа автора статьи со студентами в классе фортепианного дуэта определила направленность изучения пьес Р. Ана и С. Шаминад в ракурсе исполнительских проблем.
В данной работе впервые рассматривается жанровая и стилевая самобытность пьес для фортепианного ансамбля Р. Ана и С. Шаминад, предлагается оригинальный алгоритм исполнительских рекомендаций – от понимания образной концепции, анализа композиционных, ладогармонических средств – до выделения основных исполнительских задач в интерпретации, что позволяет создать жанровое своеобразие, добиться целостности и яркости в исполнении каждой пьесы.
Ключевые слова: фортепианный ансамбль, Рейнальдо Ан, Сесиль Шаминад, ансамблевое взаимодействие, репертуар, стиль.
РАБОТА ДИРИЖЁРА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ «ШЕСТИ ПЕСЕН НА СЛОВА М. РИЛЬКЕ» П. ХИНДЕМИТА)
Мурзаева А. Н.
Стр. 35-47
Предметом исследования является художественный образ музыкального произведения и методы работы над ним дирижёра-хормейстера (на примере «Шести песен на слова М. Рильке» П. Хиндемита). Умение осмыслить музыкальное произведение как художественное целое, выявить особенности его драматургической конфигурации, подчинить исполнительские задачи раскрытию его художественного образа для самостоятельного интерпретационного прочтения авторского текста имеет большое значение для формирования профессионализма музыканта. Работы, убедительно демонстрирующие конкретные методики анализа содержательной стороны музыки, немногочисленны.
Методология. Необходимыми инструментами исследования стали методы исторического, системного, структурно-функционального подходов (для комплексного изучения жанрово-стилевых особенностей произведения).
Научная новизна и выводы. В опоре на важные в контексте данного исследования теоретические положения определён алгоритм операций, направленных на постижение художественного образа музыкального произведения. Алгоритм включает историко-эстетический, жанрово-стилевой, музыкально-теоретический и исполнительский подходы. Сочетание этих методов в работе над художественным образом обогащает интерпретационный потенциал сочинения.
Ключевые слова: художественный образ, работа дирижёра-хормейстера, содержание, П. Хиндемит, алгоритм анализа.
РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ИГРЫ НА БАЯНЕ-АККОРДЕОНЕ В ДОНБАССЕ В ПЕРИОД КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI СТОЛЕТИЯ
Аверин В. В., Аверина О. В.
Стр. 47-63
Статья является заключительным разделом исследования развития баянно-аккордеонного исполнительства в донецком регионе. Данная тема практически мало изучена в контексте функционирования жанра народно-исполнительского искусства Донбасса. По мнению авторов, эволюция становления этого вида исполнительства проходила в неразрывной связи с процессами, происходящими в музыкально-общественной жизни страны. Путём анализа деятельности наиболее ярких представителей исполнительства на баяне-аккордеоне в последние десятилетия XX века – начала XXI авторами определены основные тенденции дальнейшего преобразования жанрового репертуара, намечены основополагающие направления в исполнительстве на баяне-аккордеоне: фольклорно-народное, академическое, лёгкое (эстрадное).
В статье сделана попытка комплексного рассмотрения проблемы понятия исполнительства на баяне-аккордеоне: формирование и развитие композиторской, исполнительской, педагогических школ. Результаты данного исследования помогут молодым музыкантам глубже постигнуть и изучить богатое наследие истории исполнительства на баяне-аккордеоне.
Ключевые слова: народно-исполнительское искусство, исполнительство на баяне-аккордеоне, известные исполнители, основополагающие направления, дальнейшее развитие, оригинальный репертуар, наследие.
Р. ШУМАН «ДЕТСКИЕ СЦЕНЫ» ОР. 15: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАКТОВОК
Вальсамакина А. А.
Стр. 63-72
Фортепианное творчество Р. Шумана – яркая страница мирового фортепианного наследия, которая неизменно привлекает внимание исполнителей. Его циклы, такие как «Бабочки», «Карнавал», «Крейслериана», «Симфонические этюды», «Листки из альбома», фортепианные сонаты, отдельные пьесы, в том числе музыка для детей, вызывают всё больший интерес в профессиональной среде благодаря эмоциональной насыщенности, глубине и яркости образов.
Проблемы исполнительства возникали с момента появления музыкальных инструментов и во все эпохи были связаны, в основном, с техникой игры и проблемами звукоизвлечения. В последние десятилетия исполнительская практика актуализирует вопросы соотношения авторского начала и индивидуальной исполнительской трактовки, что нашло своё преломление в ряде работ В. Горовица, Г. Нейгауза, Л. Баренбойма, А. Гольденвейзера и многих других исполнителей и музыковедов. В ХХ–ХХI веках интенсивно развивается теория интерпретации, которая получает многогранную разработку в музыковедческих работах В. Москаленко, И. Полусмяк, Ю. Кочнева, Н. Корыхаловой.
Данные исполнительские версии привлекли внимание тем, что два пианиста разного происхождения (Владимир Горовиц (1903–1989) – русский пианист, эмигрировавший в США из СССР и Сиприан Кацарис (1951 г. р.) – французский пианист и композитор кипрского происхождения), записали цикл пьес Р. Шумана «Детские сцены» с разницей в 2 года, в разном возрасте. Привлекла также оригинальность избранных версий – и тот, и другой пианист по-своему интерпретируют данное сочинение. Взятая для исследования запись исполнения В. Горовица является одной из последних, сделанных в Гамбурге в 1987 году. Исполнение С. Кацариса записано в прямом эфире в зале Цуда, Токио, 20 декабря 1989 года.
Цель настоящей статьи: раскрыть особенности исполнительской интерпретации цикла «Детские сцены» Р. Шумана в контексте особенностей стиля композитора и каждого исполнителя. В качестве методологической основы привлекались такие методы, как изучение литературы об эпохе Р. Шумана, о стиле его фортепианного творчества, об особенностях фортепианного исполнительства композитора, изучение литературы по теории интерпретации, рассмотрение нотного текста «Детские сцены», прослушивание, анализ и сравнение исполнительских версий В. Горовица и С. Кацариса.
Актуальность темы статьи обусловлена отсутствием исследований, посвящённых сравнению и анализу интерпретаций Р. Шумана «Детские сцены» ор. 15, исполненных пианистами В. Горовицем и С. Кацарисом.
Результаты данного исследования могут быть использованы в курсах истории фортепианного исполнительства, методики преподавания фортепиано, исполнительского анализа и т. д.
Интерес к данному произведению возник задолго до исследования его интерпретационных версий. Эти миниатюры можно охарактеризовать как музыкальные эссе, в которых Шуман нашёл своё полное выражение.
Ключевые слова: Р. Шуман «Детские сцены» ор. 15, интерпретация, исполнительские версии, В. Горовиц, С. Кацарис.
О СПЕЦИФИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ И ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ РОЛИ ХОРОВОЙ ФАКТУРЫ В «НЕЛЬСОН-МЕССЕ» Й. ГАЙДНА
Мурзаева А. Н., Гамова И. В.
Стр. 72-83
В статьеисследуютсяособенности хоровой фактуры «Нельсон-мессы» Й. Гайдна – произведения, в котором ярко проявились черты обновления жанра в контексте австрийской традиции.
Актуальность работы обусловлена интересом к наследию композитора в этом важном для его творчества жанре – как исполнителей, так и исследователей. «Нельсон-Месса» – выдающийся образец мессы, написанной на гражданскую тематику, в её содержании воплотились настроения современников при угрозе захвата Европы Наполеоном. Она получила название в честь прославленного адмирала Нельсона, выигравшего сражение с французской армией в 1798.
«Нельсон-месса» Й. Гайдна изучалась авторами с позиций методики анализа хоровых партитур, в аспекте проблематики хорового искусства и исполнительства. Методологическая основа работы содержит такие методы исследования: историко-типологический, необходимый для изучения «Нельсон-мессы» в контексте развития жанра в Австрии в XVIII ст.; структурный – с помощью которого осуществляется анализ комплекса средств музыкальной выразительности; стилевой – выявляющий специфику хорового письма в этом произведении. В статье раскрываются драматургические и композиционные функции хоровой фактуры, выявляется выразительное значение разных приёмов изложения материала в раскрытии содержания произведения и в трактовке канонического текста мессы.
Ключевые слова: Й. Гайдн, месса, «Нельсон-месса», хоровая фактура, хоровое письмо, приёмы изложения.
“HANDEL'SMESSIAH: ASOULFULCELEBRATION”: ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕВОЙ И ЖАНРОВОЙ ТРАКТОВКИ
Писаренко Е. В.
Стр. 84-94
Предмет исследования – жанровая и стилистическая трансформация оратории Г. Ф. Генделя «Мессия» в эстрадно-джазовой обработке “Handel'sMessiah: asoulfulcelebration”. На протяжении более чем 200 лет оратория Г. Ф. Генделя появилась в различного рода переложениях и адаптациях. Наиболее радикальной оказался альбом, рассматриваемый в данной статье. Актуальность работы обусловлена уникальностью и сложностью проекта, нетипичного по жанровым признакам, отсутствием в отечественном музыковедении работ, посвящённых его анализу.
В работе применялись следующие методы анализа: культурно-исторический, компаративный, сравнительно-источниковедческий, метод музыкально-теоретического анализа.
Научная новизна работы заключается во введении в научный обиход музыкального материала из области эстрадно-джазового исполнительства и анализе альбома “Handel'sMessiah: asoulfulcelebration”; в выявлении взаимодействия музыки барокко и современной эстрадно-джазовой традиции музыкального исполнительства; в раскрытии новых подходов к созданию и исполнению музыкальной композиции. В статье сделан вывод об уникальности проекта, в котором в оригинальной форме объединены традиции академической и эстрадной музыки.
Ключевые слова: Г. Ф. Гендель, К. Джонс, Барокко, госпел, импровизация, композиция, культурный диалог.
ПАУЗА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В АСПЕКТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Уцкевич Е. И.
Стр. 94-106
Статья посвящена осмыслению роли пауз в системе художественных средств музыкальной выразительности. Попытка рассмотрения исходных принципов общей системы музыкальных средств перенесена на уровень исполнительства, то есть аспекта художественной интерпретации.
Рассмотрены основные типы пауз, используемые при исполнении вокальных и инструментальных произведений, определены их особенности и функциональные возможности.
Само понятие «пауза» рассмотрено в историческом аспекте – от античной музыкальной теории и средневекового знаменного распева Русской православной церкви до современного исполнительства.
В ходе анализа примеров из произведений различных жанров поднят вопрос о соотношении композиторского замысла и творческой свободы исполнителя в интерпретации музыкальной формы и художественного содержания.
Показано, что пауза может выступать не только вспомогательным, но и смыслообразующим выразительным средством, вокруг которого выстраивается вся система художественной образности музыкального произведения.
Ключевые слова: пауза, выразительные средства, художественная интерпретация, музыкальное исполнительство, музыкальная фактура, исполнительский замысел, вокальные традиции.
ЗАБЫТОЕ НАСЛЕДИЕ – ПОЭМА ДЛЯ ВАЛТОРНЫ И ФОРТЕПИАНО Е. БОТЯРОВА
Мороз П. Е.
Стр. 106-115
Статья посвящена изучению Поэмы для валторны и фортепиано Е. Ботярова – произведению, написанному для конкурсной программы исполнителей на духовых инструментах. Развитие исполнительского искусства на духовых инструментах в ХХ ст. связано с проблемой расширения репертуара. Обращение к Поэме Ботярова актуально в плане привлечения внимания педагогов и исполнителей к незаслуженно забытому произведению, которое даже не было опубликовано. В статье дан композиционный анализ в аспекте жанровой специфики произведения. Выявляются особенности драматургии Поэмы, интонационная близость тематизма к образцам русского фольклора, характеризуются исполнительские приёмы и штрихи, используемые для раскрытия образов.
В качестве методологической базы исследования были использованы методы структурного, целостного, композиционного анализа.
Популяризация Поэмы для валторны и фортепиано Е. Ботярова поможет вернуть это замечательное произведение в культурное пространство, обогатить педагогический и концертный репертуар валторнистов.
Ключевые слова: Е. Ботяров, поэма для валторны, музыкальные конкурсы, духовое исполнительство.
III. ЭСТЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА
ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА СОМНИТЕЛЬНОГО АВТОРСТВА
Бабенко Е. С.
Стр. 116-129
Предметом исследованиясталиметоды изучения произведений искусства сомнительного авторства, позволяющие раскрыть концепцию художественного произведения, его содержание. Атрибуция произведений искусства в целом – процесс не из лёгких, и помимо прочего, цель исследователя, а, следовательно, и методы исследования, прежде всего, направлены на установление настоящего творца. Издавна проблема атрибуции произведений сомнительного авторства привлекала внимание учёных, однако, в искусствоведческом (в частности, музыковедческом) контексте проблема её эволюции до сих пор не становилась предметом отдельного научного изучения, что и обусловило актуальность избранного вектора исследования.
Методология. Необходимым инструментом исследования стал метод исторического анализа, инициировавший необходимость выделения механизма классификации методов атрибуции авторства с помощью интенсивного использования системного, комплексного, а также компаративного подходов.
Научная новизна и выводы. Установлено, что в исследовательском поле искусствоведения сложилось несколько типов методологического инструментария атрибутивного анализа: анализ внешних связей художественного текста – интуитивный принцип определения авторства; комплексные методы, основанные на филологических, социологических, культурологических, философских и текстологических средствах; технические средства с привлечением к атрибутивному анализу микроскопов, ультрафиолетовых, инфракрасных и рентгеновских лучей, спектрографического и термолюминисцентного анализа, а также формальные методы атрибуции произведений.
Ключевые слова: авторство, атрибуция, мистификация, методология, артефакт, комплексный подход, интуитивный принцип.
IV. ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ № 3: РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ КИСТЕВОЙ ЧАСТИ РУКИ ДИРИЖЁРСКОГО АППАРАТА
Лыкова Л. С.
Стр. 130-137
Предлагаемая статья развивает тему о полезности и необходимости тренировочного процесса в период обучения профессии дирижёра. Дирижёрские двигательные ощущения приобретаются и осваиваются путём активной и целенаправленной тренировки.
Задача данной статьи – сконцентрировать внимание обучающегося на развитии подвижности кистевой части руки дирижёрского аппарата. На основе предлагаемых технических упражнений и методических рекомендаций по развитию специфических движений возможно совершенствование в дальнейшем исполнительского дирижёрского процесса.
Статья предназначена как обучающимся дирижёрской профессии, так и молодым педагогам в этой области.
Рекомендуемое упражнение № 3 необходимо для освоения специфических движений наиболее подвижной и выразительной части руки дирижёра. Отсутствие этого навыка лишает дирижёрский жест чёткости, выразительности и эмоциональной наполненности.
Ключевые слова: специфические движения, подвижность запястного и локтевого суставов, элементы дирижёрского жеста: «подъём», «падение», позиции рук, «технические этюды», специальные «технические навыки».
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Стецкая Л. А.
Стр. 137-149
Проблема соотношения эффективности обучения с реальным моментом воплощения произведения актуальна для всех исполнительских искусств. Не является исключением и музыкальное искусство. Эту проблему рассматривали в своих работах многие музыканты, педагоги, психологи: Д. Благой, Ф. Лысек, В. Петрушин, А. Ле Бланк, А. Ямпольский, Л. Лабинцева, Н. Кривицкая и другие. Однако единого мнения по некоторым вопросам мы не имеем и сегодня. Цель данной работы – выявить определённые психологические аспекты, позволяющие наиболее эффективно осуществлять процесс обучения игре на музыкальных инструментах. Объектом исследования является педагогическая деятельность преподавателя музыки, а предметом – личность обучаемого, его индивидуально-психологические черты.
Методологической основой настоящей статьи стал комплексный междисциплинарный подход. Среди использованных в работе методов научного исследования определяются следующие: аналитический, эмпирический, компаративный метод.
Настоящая статья предназначена для преподавателей музыкальных школ, колледжей искусств, вузов. Изучение психологических основ воспитания музыканта поможет более эффективно осуществлять процесс обучения, преодолеть возможные проблемные моменты, связанные с эстрадным волнением. Некоторые методические рекомендации также могут быть полезны молодым педагогам для оптимизации учебного процесса.
Ключевые слова: одарённость, обучение, музыкальные способности, исполнитель, эстрадное волнение, психические процессы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ ДИРИЖЁРА С ДУХОВЫМ ОРКЕСТРОМ
Кулаков Е. Н.
Стр. 150-162
В статье рассматривается комплекс вопросов, затрагивающих методические аспекты работы дирижёра с духовым оркестром. Раскрывается специфика профессии дирижёра, обращается внимание на наличие личностных и музыкантских качеств, необходимых для достижения успеха, завоевания авторитета в коллективе. В освещении методических позиций автор опирается как на опыт крупнейших мастеров, так и собственный дирижёрский опыт, в том числе работы со студенческим духовым оркестром. В статье приводятся интересные факты, касающиеся возникновения и функционирования оркестров духовых инструментов, указывается их состав и репертуар, выявляются приёмы работы на различных стадиях подготовительного процесса.
Методологической базой статьи послужили исторический, комплексный функциональный, стилевой методы, а также метод эмпирического наблюдения с последующим обобщением, позволившие раскрыть поставленную проблему в практической плоскости.
Автор останавливается на основных этапах творческого процесса, выделяет в каждом из них проблемные зоны, на которые следует обратить внимание при освоении музыкального материала и доведении его до концертной формы. Предложены конкретные советы по работе с оркестрантами на репетициях и собственно выступлениях, указаны основные ошибки, допускаемые при разучивании музыкального произведения и его исполнении. Статья имеет чётко выраженную методическую направленность на учебный процесс. Её материалы могут быть использованы в дирижёрских классах музыкальных вузов.
Ключевые слова: дирижёр, духовой оркестр, репетиция, музыкант-исполнитель, репертуар, техника дирижирования.
СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРНОЙ СТУДИИ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ПОЮЩИХ АКТЁРОВ»
Жук В. П.
Стр. 162-175
Статья посвящена актуальной проблеме современного воспитания молодых оперных исполнителей, образование которых зачастую осуществляется в отрыве от театрально-сценической практики, необходимой для активного и полноценного освоения будущей профессии.
Автором статьи предложена концепция творческого воспитания студентов высших музыкальных учебных заведений в условиях постоянно действующего учебного театра оперной студии. Начало практики вокально-сценической деятельности студентов с первого курса поможет своевременному восприятию правил культуры поведения на сцене, целенаправленному совершенствованию актёрского и вокального мастерства молодых исполнителей.
Мотивация важности данного фактора образования подкреплена мнениями известных учёных и выдающихся певцов, а также базируется на личном многолетнем исполнительском и педагогическом опыте автора статьи.
Ключевые слова: оперная студия, вокальное обучение, актёрское мастерство, театральная практика, исполнительский опыт.
Посмотреть сборник
Музыкальное искусство № 29