Музыкальное искусство. Выпуск 30

І. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Секрет «Бирюлек» А. К. Лядова.
Стасюк С. А.
Стр. 5 -16

В центре внимания авторов статьи – скрытая программа раннего фортепианного сочинения А. К. Лядова «Бирюльки». Ключом к открытию её явилась, по мнению исследователей, музыкальная иллюстративность как главная черта творческого стиля композитора. Сопоставление последовательно рассматриваемых номеров фортепианного цикла и литературного текста сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» выявляет их образное и содержательное тождество. Косвенным подтверждением данного литературного подтекста являются приведённые в статье факты биографии композитора, указание на его эстетические и художественные принципы, методы своеобразного композиторского письма, ярко обозначившиеся в раннем сочинении. Отмечены и проступающие в «Бирюльках» Лядова черты музыкального модерна рубежа ХIХ–ХХ веков: стремление к миниатюрным формам с нарочитой «искусственностью» создаваемого и тщательностью прорисовки деталей; игра стилями, приёмами, мотивами, как способ овладения новыми выразительными средствами; склонность к синтезу музыкальных, литературных и живописных средств; непосредственность и искренность «детского» взгляда на жизнь в способности фантазировать и удивлять неожиданно новым.

Ключевые слова: Бирюльки, сказка, модерн, миниатюра, цикл.

Посмотреть сборник

Музыкальное искусство № 30