Музыкальное искусство. Выпуск 35
І. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ЖАНР ФОРТЕПИАННОГО ТРИО В КОНТЕКСТЕ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ XVIII–XIX ВЕКОВ
Л.В. Волкова
стр. 5-15
В статье рассматривается становление и развитие одного из широко апробированных жанров в области камерно-инструментальной музыки – фортепианного трио. Опираясь на музыковедческие источники и систематизируя разрозненные сведения, автор прослеживает исторический путь данного жанра на протяжении двухсотлетней истории – от XVIII до конца XIX века, что позволяет выявить направленность его эволюции в соответствии с эстетико-стилевыми чертами каждой из эпох. Предложенный подход даёт возможность воссоздать в сжатой форме объективную панораму развития фортепианного трио в указанный период, что и составляет цель предложенной статьи.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость использования исторического, жанрово-типологического, функционального, стилевого методов, благодаря чему поставленная проблема исследуется как в теоретическом, так и исполнительском аспектах.
Автором выявляются первоисточники европейской камерно- инструментальной культуры, начиная с XI века. Подчёркивается, что формирование камерно-инструментального ансамбля осуществлялось во взаимодействии композиторского и исполнительского опыта. Выявляются характерные стилистические черты классического и романтического фортепианного трио. Прослеживается возникновение новых тенденций в ансамблевом исполнительстве XIX века, повлиявших на трактовку жанра, в частности, на его симфонизацию.
Информативно насыщенная и в то же время лаконичная подача материала статьи определяет её практическую значимость, возможность и целесообразность использования в учебном процессе музыкальных вузов.
Ключевые слова: камерно-инструментальная музыка, фортепианное трио, ансамблевое исполнительство, музыкальный стиль, функции инструментов в ансамбле.
КАМЕРНАЯ КАНТАТА Ф. ПУЛЕНКА «СНЕЖНЫЙ ВЕЧЕР»: К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА
Т.В. Тукова, В.Н. Демчук
стр. 18-29
Статья посвящена исследованию одного из ярких сочинений крупнейшего французского композитора ХХ века – Ф. Пуленка, а именно маленькой камерной кантаты «Снежный вечер» для смешанного шестиголосного хора а cappella на слова П. Элюара. Попыткой проникнуть в художественный мир избранного произведения, показательного с точки зрения трактовки жанра камерной кантаты, обусловлен выбор темы и её актуальность.
Устанавливается, что центральным смысловым элементом кантаты является образ снега, который трактуется в философском аспекте: с одной стороны – это угнетение, холод, смерть, а с другой – обновление и перерождение, путь в новую жизнь. В результате художественная концепция сочинения обретает многозначный смысл, в котором «прочерчиваются» и философские вопросы, связанные с вечной проблемой человеческого существования, и морально-этические – чувство стыда и угрызения совести, личной ответственности за происходящее.
В качестве методологической базы использованы исторический, системный, функциональный, сравнительный, жанрово-стилевой методы исследования, позволяющие раскрыть оригинальность исследуемого сочинения в условиях определённой жанровой системы.
Проделанный последовательный анализ позволил определить, что тенденция камернизации в кантате Ф. Пуленка «Снежный вечер», выразилась в ряде факторов. Прежде всего, в обращении к сложному, метафорически многозначному стихотворному тексту П. Элюара, позволившему раскрыть в этико-философском ключе острую социальную проблему. Это отразилось на тонкой работе со словом и звуком, что особенно рельефно проявилось в условиях малого состава исполнителей и обусловило предельно лаконичные хронометрические масштабы четырёхчастного цикла (время звучания немногим более 6 минут).
Отмечается индивидуализация композиционно- драматургического профиля кантаты, в которой драматическим центром выступают средние – II и III части, а крайние – I и IV – выполняют функцию пролога и эпилога, что придаёт композиционную замкнутость циклу, организованному в виде трёхчастной формы высшего порядка.
Камерная проекция жанра сказалась также в детализированном подходе к выбору и использованию музыкально-выразительных средств: особом внимании к штрихам и паузам, частой смене размера, свободе метроритмического рисунка, изменениям темпа и динамики, тонкой проработке фактуры, построенной на сопоставлении сольных и туттийных эпизодов, гибкой фразировке, учитывающей особенности вокальной декламации, интонационной многоплановости с опорой на единый интонационный комплекс. Строгий отбор элементов музыкального языка, пристальное внимание к мельчайшим выразительным деталям, лаконичность масштабов в сочетании с информативной плотностью и насыщенностью – всё это в полной мере отвечает имманентным жанровым признакам камерной кантаты.
Ключевые слова: камерная кантата, Ф. Пуленк, кантата Ф. Пуленка «Снежный вечер», приёмы камернизации, поэзия П. Элюара в творчестве Ф. Пуленка.
НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЖАНРЕ КОНЦЕРТА ДЛЯ САКСОФОНА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА А. ТОМАЗИ
В.Н. Олейник
стр. 32-42
Статья посвящена исследованию неоклассических тенденций в жанре концерта для саксофона на примере Концерта для саксофона с оркестром Анри Томази. Актуальность темы обусловлена своеобразием и индивидуальностью трактовки жанра концерта для саксофона в музыке XX века. Разработкой данной проблемы ранее занимались такие исследователи как Д. Максименко, вопросом феномена саксофона в музыкальном искусстве второй половины XIX–начала XXI века занималась А. Понькина, Ю. Усов, что подчёркивает актуальность данной темы. Целью данной работы является выявление особенностей трактовки данного жанра, определение характерных черт неоклассицизма и неоромантизма на примере Концерта А. Томази.
Методологической основой статьи послужили исторический, системный, жанрово-стилевой методы. В данной работе проанализированы музыкально-драматургические черты жанра концерта, рассматриваются ключевые характеристики неоклассицизма – обращение к традиционным формам, ясность структуры, стилизация барочных и классических элементов в сочетании с современной гармонией и ритмическими структурами.
Статья демонстрирует, как произведение Томази отражает общие музыкальные тенденции середины ХХ века, сочетая традицию с экспериментами в области тембра и формы. Настоящая тема малоизучена, при этом отдельные авторы посвящали свои работы некоторым аспектам. Данная работа вносит значительный вклад в изучение неоклассицизма, раскрывая его специфику в редко исследуемом контексте – произведениях для саксофона. Актуальность статьи отражена своеобразием трактовки жанра и возможностью использования данной работы в курсах истории современной музыки, исполнительского искусства, анализа музыкальных произведений.
Ключевые слова: концерт для саксофона, жанр концерта, неоклассицизм.
ХОРОВАЯ ФАНТАЗИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ХРОМУШИНА
Ю.В. Брижан
стр. 18-29
В данной статье поставлена проблема трактовки жанра хоровой фантазии в творчестве современного композитора Олега Хромушина. Материалом исследования послужили его фантазии на темы русских романсов, на темы цыганских народных песен, Фантазии «Вольный ветер», «Шолом-Алейхем», «Одесса-мама». Акцент сделан на синтезе академических и джазовых традиций в творчестве композитора. Предметом исследования является специфика преломления жанра хоровой фантазии в творчестве Олега Хромушина. Методология исследования включает хоровой анализ, композиционный и целостный анализ хоровых фантазий композитора.
Научная новизна исследования обусловлена научной актуализацией творчества Олега Хромушина – композитора, внесшего большой вклад в развитие советской вокально-хоровой музыки и джазовой педагогики, но до сих пор привлекающего недостаточно внимания современных музыковедов. В результате анализа его хоровых фантазий сделан вывод о тяготении Олега Хромушина к форме попурри и обогащении её за счёт различных драматургических принципов. Выявлено определяющее значение джазовой стилистики на музыкальный язык композитора, его мастерское владение техническими и экспрессивными возможностями хоровой звучности и современными исполнительскими приёмами.
Ключевые слова: современная хоровая музыка, хоровое творчество, хоровая фантазия, жанр фантазии, попурри, обработка.
ІІ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ТЕОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛАДОВ В ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Е.И. Глазунов
стр. 57-67
Статья посвящена применению музыкальных строев и ладов в джазовой импровизации. Данные способы могут быть полезными в зависимости от конкретной ситуации, а также сможет привести исполнителя к разным направлениям и, соответственно, к разным результатам в импровизации.
Автор рассматривает основные лады, наиболее распространённые и используемые в джазовом исполнительстве, их особенности и принципы построения. В данной работе сфокусировано внимание на использовании ладов народной музыки и альтернативных звукорядов. Также описываются основы и принципы джазового строя. Подчёркивается важность творческого подхода, экспериментов со звуком и обучения для успешного применения этой теории.
Проблема структурированности теоретического материала, отсутствие обилия профессиональной литературы на русском языке по дисциплинам, связанным с джазовой импровизацией, остро ощущается в музыкально-исполнительской практике. Необходимость в описании, структурировании импровизационных методов, а также варианты возможностей использования их на практике, определила новизну данной статьи. Актуальность статьи обуславливается практической направленностью проблематики у студентов исполнительских специальностей.
Ключевые слова: лады народной музыки, джазовые лады, джазовый строй, импровизация.
ТВОРЧЕСТВО Э. БОЦЦА ДЛЯ КЛАРНЕТА В КОНТЕКСТЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
Л.А. Фетисова
стр. 71-79
Предмет исследования – трактовка кларнета в музыке ХХ века на примере сочинений французского композитора Э. Боцца. В статье рассмотрены отдельные аспекты развития кларнетового исполнительского искусства в ХХ веке, сделан обзор кларнетового наследия Э. Боцца. Актуальность работы обусловлена противоречием между существенностью вклада французского композитора в развитие кларнетовой музыки и малочисленностью отечественных исследований, посвящённых анализу сочинений Э. Боцца, и в целом характеристике кларнетового исполнительства второй половины ХХ – начала XXI века.
В работе применялись следующие методы анализа: культурно- исторический, компаративный, метод музыкально-теоретического анализа.
Научная новизна работы заключается в рассмотрении творческого облика Э. Боцца, во введении в научный обиход нового музыкального материала – сочинений для кларнета Э. Боцца; в выявлении некоторых особенностей трактовки кларнета в сочинениях композитора. В статье сделан вывод о многогранности применения кларнета в современной музыке, многообразии технических и художественных приёмов, использующихся в сочинениях. Сделан акцент на преломлении в произведениях для кларнета индивидуальных особенностей композиторского стиля Э. Боцца.
Ключевые слова: кларнет, кларнетовое исполнительство ХХ века, Э. Боцца, выразительные средства кларнета.
Посмотреть сборник
Музыкальное искусство № 35